Стриптиз потребления

На днях встретил знакомую, она занимала деньги на свадьбу сына. Говорит, отдавать придется, наверное, не один год. Но если свадьба не будет пышной, богатой, многолюдной - люди не поймут, статус преуспевающей и удачной бизнес-леди надо поддерживать всеми усилиями. Ладно, если б гонка за показным уровнем потребления касалась только свадеб. Любое мероприятие многие стремятся провести так, чтобы если не переплюнуть соседа, то хотя бы не отстать. И на первом месте наши чиновники. Отметить знатным застольем день рождения, юбилей, новое назначение или награду считают необходимым. Иначе - люди не поймут. И чем выше статус - тем богаче гулянка.

Приходит на память пример Таджикистана, в котором уже несколько лет как действует Закон «Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов». Закон четко расписывает как регламент видов торжества, так и сумму расходов - от количества гостей до количества барашков на шашлык. Дни рождения разрешается отмечать только в кругу семьи, подарки от подчиненных брать запрещено, скромность поощряется, а разгул наказывается штрафами. Таджикские законодатели считают, что данный закон снижает уровень бедности и защищает права малоимущих сограждан. 

Мода на публичное потребление касается не только празднеств, она может подчинить себе весь образ жизни человека. Начиная от одежды, машины, квартиры и заканчивая кругом знакомств, все в жизни становится публичным, статусным, показушным. Внешние атрибуты и аксессуары, и вещи, и поведение - все подчиняется рекламному стремлению показать, что ты принадлежишь к определенному уровню и статусу. Психику такой стриптиз потребления, я думаю, калечит, не говоря уже об искажении моральных норм и нравственных устоев. Иногда подобная «ярмарка тщеславия» ведет не только к долгам, но и к преступлениям. Как недавно было в Костанае, когда один внешне нормальный молодой человек нанял киллера, чтобы убить другого молодого человека, чья машина заказчику убийства очень понравилась, а купить ее денег не хватало.

Жизнь не по средствам, в кредит вольно или невольно подстрекается рекламой и бесчисленными сериалами. Наибольшее воздействие такая идеологическая обработка оказывает на подрастающее поколение. Все так просто и естественно. «Мама, я киллера люблю». А стране в это время нужны квалифицированные рабочие. Но молодежь стремится в вузы, даже зная, что не будет востребована по специальности. Абсурд. Страна безработных юристов.

А рабочие профессии у нас, увы, не престижны, зарплата невелика, промышленность не развивается. Вот и получается, что лозунг «Не быть, а казаться» у нас востребован и актуален. Да что толку попрекать людей, когда государство само подает пример глобальной показухи - демонстрацией внешнего благополучия и декоративной демократии.

У американского фантаста Роберта Шекли есть повесть «Цивилизация статуса», в этом произведении каждая каста своим внешним видом и образом жизни обязана отличаться от другой, а чем выше статус, тем больше прав и меньше ответственности.  Чем-то похоже на нас.        

Вадим СОБОЛЕВ, Костанай