За товаром с лупой или в очках

Познакомиться с составляющими многих продуктов в магазине можно только с применением спецсредств

Евгений ШИБАРШИН

Почему этикетки на многих продуктах невозможно прочитать?

Сегодняшнее разнообразие товаров в торговой сети, казалось, должно только радовать. К сожалению, так бывает не всегда.  И не только потому, что вы хотели купить что-то очень вкусненькое, а возможности вашего кошелька этого не позволяют. Иногда проблема заключается в другом. Например, вам приглянулся аппетитный на вид батон хлеба, на этикетке, вложенной в его целлофановую упаковку, вы пытаетесь прочитать из какой муки он выпекался, и не можете.  Слишком мелкий шрифт. Редакция «НГ» решила посмотреть, насколько распространено это явление, и разобраться в его причинах.

Мелочь, а неприятно

Сразу же оговоримся: выбор торговых точек принципиального значения для нас не играл. Попробуйте обойти их в своем микрорайоне, и вы наверняка убедитесь, что набор продуктов везде примерно одинаков, хотя производителей они иногда представляют разных. Впрочем, как оказалось, последнее обстоятельство особой роли не влияло на изучаемую нами проблему.

В этом можно убедиться уже при посещении одного из супермаркетов торговой сети «Тамаша». На полках макаронных изделий я взял пакет с продукцией АО «Костанайский мелькомбинат», знакомый по торговой марке «Корона», и сравнил с выставленными рядом макаронами «Султан» из Петропавловска. Очками пользуюсь очень редко, но чтобы прочитать текст на упаковке, пришлось их достать. Мало того, что на обоих пакетах шрифт был мелкий, так он еще нанесен на прозрачную основу и таким цветом, что невольно подумаешь: наверное, производителю невыгодно, чтобы покупатель знал все, что там написано.

Лучше обстояло дело с рядом расположенными промышленными товарами. Но и там не обошлось без использования очков. Текст на упаковке зубной пасты Parodontax был настолько мелкий, что диоптрии моих очков тут оказались бессильны. «Утешило» лишь одно обстоятельство: производитель был зарубежный. Правда, этот факт говорит и о другом. Получается, что данная проблема «придумана» не нами. Подтверждением тому стаканчики с йогуртом, завезенные из Беларуси, и некоторые продукты российского производства в вакуумной упаковке.

Особенно удивляет такой подход у производителей детского питания. И в «Тамаше», и в другом супермаркете - Norma, где мы побывали, можно увидеть отдельные уголки с этим видом продукции. Но попробуйте прочитать, из чего она изготовлена. Тут без лупы не обойтись. Администрация этих торговых центров решила помочь покупателям и вывесила рядом надписи: «Без крахмала, без сахара, без соли». Мило, но ведь явно недостаточно.

Товар для молодых?

Разумеется, возможности зрения - дело сугубо индивидуальное. Но ведь должны же быть какие-то стандарты, которые исключают субъективность оценки?

Руководитель сектора стандартизации и информационного обеспечения Костанайского филиала АО «Национальный центр экспертиз и сертификации» Татьяна ЕРОХИНА пояснила, что эта сфера деятельности регулируется Техническим регламентом «Требования к упаковке, маркировке, этикетированию и правильному их написанию», которые утверждены правительством РК 21 марта 2008 года. Однако этот документ не устанавливает размера букв в текстах маркировки товаров.

- В пункте 9 главы 3 есть только запись, которая гласит, что «информация для потребителей наносится способом, предусмотренным в нормативном документе по стандартизации, и должна быть четкой и легко читаемой», - добавила к своей информации Ерохина.

Вроде бы к выражению «четкой и легко читаемой» не надо ничего добавлять, но давно известно, что лишь сказки легко сказываются, относительно дела все оказывается гораздо сложнее. По запутыванию любой ситуации человеку равных в мире нет. В нашем случае пришлось искать ответ и на вопрос, какой текст можно считать «легко читаемым».

За консультацией обратились к местным офтальмологам. Для экспертизы взяли этикетку с батона «Тонус», выпекаемого в крестьянском хозяйстве «Экос». Из всего набора хлебных изделий местных пекарей, которые мы смогли оценить, именно она оказалась наиболее трудно различимой. Заведующая поликлиникой Костанайской  областной офтальмологической больницы Галина ХОРОНЕНКО предложенный текст прочитала. С помощью очков. После чего заявила:

- Этикетка отпечатана для молодых людей.

Оказывается, хрусталик глаза после 40-летнего рубежа начинает утрачивать свою эластичность, и адаптироваться к изменяющимся условиям среды, отдельные объекты которой человек пытается «разглядеть», становится все труднее. В результате этих изменений он лучше различает более удаленные предметы. Эта проблема снимается использованием очков. То есть необходимости постоянно носить очки после 40 лет у вас еще может и не быть, но ваш глаз уже не способен воспринимать те объекты, которые доступны молодому человеку.

Участники процесса

Знают ли об этом производители той продукции, о которой мы говорили? Начальник производства АО «Костанайский мелькомбинат» Анатолий ФИРСОВ согласился, что «размер текста оставляет желать лучшего». Но посетовал на необходимость давать информацию на двух языках (а для экспорта - и на трех), к тому же и ее содержание тоже несет в себе большой объем, что неминуемо приводит к уменьшению размера букв.

- Но мы все-таки еще раз посмотрим и, возможно, что-то изменим, - заверил руководитель.

Начальник цеха крестьянского хозяйства Дмитриевка «Экос» Татьяна ТРУБИНА сослалась на небольшую площадь выпускаемого ими батона «Тонус», которая не позволяет размещать там этикетку такого размера, чтобы напечатанный на ней текст был хорошо различим.

- Но вообще, мы делаем заказ на изготовление этикеток, а ее дизайн и размеры текста определяют печатники, - добавила Трубина.

Руководитель одного из таких предприятий - директор ТОО «Костанайский Дом печати» Виктор ШАРЦЕВ подтвердил, что официальных норм, диктующих размеры букв при маркировке товаров, не существует. Они исходят из размеров этикетки, которую определяет заказчик. Что же касается размера шрифта, то из практики работы с заказчиками он выбирается с учетом важности информации для продвижения этого товара на рынке. Разумеется, крупнее - название продукта, фирменный логотип и основной девиз производителя (если он есть). Что касается остальной информации, то ее шрифт определяется возможностями оставшейся площади этикетки.

- Наш опыт говорит, что главный фактор, которым руководствуются заказчики при определении размера шрифтов, это размеры товара, - говорит Шарцев.

Нужен прецедент

Что интересно, все вышеназванные руководители приводили массу примеров, когда они лично сталкивались с названной проблемой, пытаясь узнать, из каких ингредиентов состоит купленный ими продукт. А врачи-офтальмологи показали инструкцию, сопровождавшую глазные капли, которую даже человеку со стопроцентным зрением без лупы прочитать невозможно.

Получается какой-то замкнутый круг: все участники этого процесса понимают, что публикуемая в маркировке товара информация рассчитана на потребителей, но в то же время он (потребитель) не может ею воспользоваться и никто ничего изменить не может.

Выход видится один: если все это делается для потребителей, то они в конечном счете и должны влиять на производителя. И не важно, на скольких языках печатается информация, маленькая это шоколадка или пятикилограммовая упаковка, покупателю не нужно носить в магазин лупу, чтобы выбрать себе товар. Можно ведь этот же текст в увеличенном размере поместить тут же, в торговой точке. Но об этом должны договориться производитель и магазин.

Есть ли механизмы воздействия? Заместитель главного государственного инспектора департамента Комитета РК технического регулирования и метрологии по Костанайской области Сабит КАППАСОВ говорит, что потребители, которые считают, что этикетка у товара не соответствует требованиям Технического регламента, могут обратиться к ним с жалобой. После проверки жалобы потребителей госинспекция может применить необходимые санкции. Вплоть до запрета торговли этим товаром.

Понятно, что нарушения из сферы применения закона о языках обнаружить легче, чем доказать наличие этикетки, которую невозможно «легко прочитать». Но тут важен прецедент. Достаточно нескольких случаев применения санкций, и проблема начнет решаться.

Фото Николая СОЛОВЬЕВА