И нашим, и вашим?

Евгений ШИБАРШИН

Идея о досрочных выборах главы государства, предложенная Нурсултаном НАЗАРБАЕВЫМ в недавнем обращении к народу Казахстана, на первый взгляд, выглядит компромиссной.

- Вместо разделяющего нас выбора: или референдум, или выборы, - заявил президент РК, - предлагаю объединяющую нас всех формулу, которая учитывает волю нашего народа на верность демократическим принципам, и я вношу предложение о проведении досрочных президентских выборов.

Казалось бы, удовлетворены все. И сторонники «не тянуть резину» с конституционным сроком президентских выборов, желающие быстрее взяться за реализацию планов индустриально-инновационного развития. И те, кто в выборах видит важную демократическую процедуру, позволяющую не только реализовать право граждан на реальный выбор первого руководителя страны, но и самим претендовать на этот пост. Однако есть во всей истории с этим референдумом несколько моментов, невольно подталкивающих к вопросу: а не был ли этот сценарий задуман изначально? 

Во-первых, в случае назначения досрочных выборов пропагандистская кампания за референдум фактически «работала» на Назарбаева. В этот период агитация не поддается регулированию выборным законодательством, что создает для Назарбаева огромные преимущества перед его возможными конкурентами.

Во-вторых, разве истинные инициаторы несостоявшегося референдума не догадывались о возможной негативной реакции на референдум за рубежом (что и произошло), в результате чего легитимность главы Казахстана оказалась бы под сомнением?

В третьих, не кажется ли подозрительным, что формулировка поправок в Конституцию, принятых Парламентом, оказалась слишком уязвимой при оценке ее Конституционным советом? Неужели в высшем законодательном органе страны не нашлось специалистов, которые подготовили бы такой документ, чтобы председатель Конституционного совета Игорь РОГОВ потом не заявлял:

- Из принятого закона неясно, на какой срок могут быть продлены полномочия первого президента, неясно - будет ли такое продление носить рядовой, многократный характер, или это полный отказ от выбора главы государства.

К сожалению, непрофессионалов среди управленческой братвы в нашем государстве столько, что вышеназванные обстоятельства не обязательно могут стать частью заранее, хорошо продуманного сценария. Поэтому гадать о спектакле - занятие непродуктивное. Куда важнее понять, что двигает Назарбаевым в желании провести досрочные выборы президента? Ведь принятое решение, на мой взгляд, не компромисс, а его потаенное желание. Не обязательно тратить силы на изучение механизма подвода к решению о досрочных выборах, полезнее понять глубинные причины спешки.

В этой связи заслуживает внимания то обстоятельство, что Казахстану действительно срочно нужно заняться технической модернизацией. А за ней стоят и более глубинные преобразования в обществе. Для выполнения этой задачи вопрос власти в стране Назарбаеву лучше решить уже в первой половине 2011 года. Для него сейчас наиболее благоприятная обстановка, чтобы сохранить управление за собой. Понимает ли первый президент, что для достижения успеха на новом этапе развития Казахстана властью предстоит еще и правильно распорядиться, пока неизвестно. Об этом узнаем во время выборной кампании.