Новая надежда на диалог

Возможно, что Марат Тажин получил поручение найти общий язык с лидерами оппозиции

Мухамеджан АДИЛОВ, www.respublika-kz.info

Зачем Назарбаев назначил Марата Тажина секретарем Совбеза?

На прошлой неделе президент Казахстана сменил глав МИДа и Совета безопасности. Кое-кто в связи с этим предположил, что Марат Тажин назначен в Совбез, чтобы скоординировать действия силовых органов и попробовать вызвать на диалог оппозицию. Но, возможно, все не так однозначно.

Марат Тажин считается одним из самых умных и грамотных специалистов в вопросах внутренней политики, способным адекватно оценивать ситуацию, анализировать ее и выдавать качественные решения. Но при этом он остается скорее советником и кабинетным работником, чем «серым кардиналом». Напомним, что в 2001 году Тажин возглавлял Комитет национальной безопасности, но всеми делами в этом ведомстве заправлял его первый заместитель Рахат Алиев. Председатель же не рисковал идти поперек его курса, ограничиваясь аппаратными маневрами и мало заметным сочувствием будущим учредителям «Демократического выбора Казахстана».

Однако нынешний внутриполитический кризис намного сильнее, глубже и шире кризиса 2001-2003 годов. Поэтому можно с уверенностью предположить, что Марат Тажин в силу своего характера, политического опыта и осторожности не сможет решить ни одной из возможных задач, которые, по мнению некоторых политологов и экспертов, перед ним мог поставить Нурсултан Назарбаев. Наладить координацию правоохранительных органов он не способен, поскольку для этого придется вступить в жесткую конфронтацию с их первыми руководителями. Чтобы «построить» «силовиков», Тажину придется идти на прямой, лобовой конфликт, что для него нехарактерно, непривычно и слишком рискованно. Ему лучше отсидеться, получив в дальнейшем перевод на другую должность с выговором или без, чем рисковать пополнить число главарей «организованных преступных групп».

Не слишком хорош Тажин и как переговорщик, формальный или неформальный, с оппозицией. И не только потому, что он скорее аналитик, советник, помощник, нежели политик национального масштаба, но и потому, что подобные схемы хорошо работают в условиях, когда идет вязкая внутриполитическая игра. Теперь же ситуация становится более четкой: идет поляризация и радикализация политического пространства, где пространство для переговоров сужается, плюс предыдущий опыт контактирования оппозиции с властью настолько негативен, что его одного достаточно, чтобы свести шансы Тажина в этом направлении до минимума.

Назначение Каната Саудабаева министром иностранных дел без освобождения от обязанностей государственного секретаря, по совместительству, также нельзя отнести к лучшим кадровым решениям. Дело в том, что господин Саудабаев не только отличается повышенным славословием в адрес Назарбаева, но и обладает вполне сформировавшейся репутацией в глазах казахстанской элиты. Впрочем, у него есть достоинство, которым не обладает, к примеру, Марат  Тажин. Он способен вполне серьезно озвучивать такое, что другие политики не могут позволить себе в силу чувства собственного достоинства или понимания, что на самом деле все обстоит не так.

Подводя итог вышесказанному, рискнем предположить, что последние кадровые решения представляют собой обыденную «штопку» кадровых прорех. Теперь, когда процесс подготовки председательствования Казахстана в ОБСЕ почти завершился, глава государства смог перебросить Марата Тажина на другой участок работы, а министерство иностранных дел поручил человеку, привычному исполнять представительские функции.