С распростертыми страницами

Чтобы легче было ориентироваться, посетителям ярмарки предлагали схемы расположения стендов

rg.ru, lenta.ru, kommersant.ru

В Москве прошел главный книжный форум России. Что предлагают книголюбам?

Со 2 по 7 сентября на территории Всероссийского выставочного центра (бывшая ВДНХ) для посетителей была открыта 22-я Московская международная книжная выставка-ярмарка. На ней было представлено 200 тысяч книг от 800 издательств из 55 стран мира. Конечно, что читать, каждый решает сам. Но при этом интересно узнать, на что ориентируют читателя сегодня крупные российские издательства и люди, читающие книги профессионально.

Соблазнов много

По мнению, например, писателя, критика, литературного обозревателя «Российской газеты» Павла БАСИНСКОГО, книжная ярмарка чем-то очень напоминает ярмарку... меда. (Она проходила в Москве в те же дни). Во-первых, много соблазнов. Во-вторых, «продукт» закупается впрок: книги, как и мед, сразу «съесть» не получится. В-третьих, слишком легко обмануться. Поэтому «осматриваем» несколько издательских стендов вместе с литкритиком.

Издательства «АСТ» и «Эксмо» - супергиганты в области книгоиздания. Их продукция обычно широко представлена и в костанайских магазинах. На стенде «АСТ» Басинский рекомендует обратить внимание на книгу Марии Городовой «Ветер нежность». В ней собраны и переосознаны как жизнь современной России, так и библейские сюжеты. В книге  - самые острые темы, уже вызвавшие горячие отклики у миллионов людей.

Любителям «жесткого» чтения - роман Игоря Зотова «Аут/Out». Его юный герой, сын эмигрантов из России, живет то в Америке, то в Дании и бредит возвращением на родину, видя себя в трудной миссии ее спасителя.

«АСТ» издает также новые книги Александра Кабакова, Ольги Славниковой, Андрея Рубанова, Михаила Елизарова - тех, кто, хорошо ли, плохо ли, но все-таки реально представляет современную прозу. Басинский еще советует обратить внимание на «не совсем свежую, но прелестную» книгу Дмитрия Быкова «А был ли Горький?».

На стенде «Эксмо» - весь цвет женской прозы. Новые книги Людмилы Улицкой и Александры Марининой, которая из детективщицы переквалифицировалась в автора семейных романов. Стоит не пропустить последний роман Дины Рубиной «Белая голубка Кордовы». Маленькой сенсацией называют совместную книгу телеведущей Светланы Сорокиной и психолога Елены Султановой «Мне не все равно».

Сами о себе

В дни выставки пресса задавала издательствам вопросы о том, какие книги стали событиями, каких новых авторов открыло ваше издательство?

Максим КРЫЛОВ, менеджер отдела рекламы и продвижения издательства «Азбука-классика»:

 - К наиболее ярким новинкам осеннего сезона можно отнести книгу Януша Вишневского и Малгожаты Домагалик «188 дней и ночей». Главный герой книги - популярный писатель, главная героиня - главный редактор женского журнала. Они пишут друг другу письма по электронной почте. Комментируя жизнь за окном, они обсуждают массу тем, она - как воинствующая феминистка, он - как мужчина, превозносящий женщин. Любовь, Бог, верность, старение, вечная молодость, виагра, порнография, литература, музыка, - ничто не ускользает от их цепкого взгляда.

Другой популярный автор - аргентинец Карлос Бальмаседа - представлен у нас триллером «Кулинарная книга каннибала».

Екатерина ШЕНДРИК, PR-менеджер издательства «Время»:

- Пусть вам не покажется резким переход от серьезной, классической прозы к современной легкой, но невозможно пройти мимо успеха нашего «дуэта» Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак. Вот уже несколько лет с успехом продаются их книги серии «М+Ж». И мы презентуем их детскую книгу «Время всегда хорошее».

Событием стало и небывалое внимание покупателей и читателей к трудам современного социолога Игоря Кона. Его книги «Мальчик - отец мужчины» и «Мужчина в меняющемся мире» становились «Хитами продаж» и «Книгами месяца».

Всеволода Бенигсена можно смело причислить к «открытиям» нашего издательства. Нам кажется вовсе не случайным тот факт, что его роман «ГенАцид» вошел в шорт-лист премии «Книг года» в номинации «Дебют».

Наталия ГРИГОРЯН, пиар-менеджер издательства «Гелеос»:

- В этом году наше издательство  первым в России приступило к изданию книг современного французского писателя Гийома Мюссо, который входит в десятку самых продаваемых авторов в Европе. По его книгам снято 4 художественных фильма. Первый этап реализации книг проведен в сети Интернет. Офлайновые продажи стартуют 9 сентября во всех книжных магазинах России.

Также мы открыли для себя произведения американского романиста Ирвина Уэлша. Впервые на русский язык выпущен его роман «Одинбург».

Еще одна новинка - скандальный роман «Гоморра», рассказывающий о деятельности неаполитанской мафии. Роман написан итальянцем Роберто Савьяно в жанре журналистского расследования. После выхода в свет этой книги мафиози объявили писателю войну, угрожая ему физической расправой. Сейчас он находится под защитой итальянской полиции. Его собрат по ремеслу Умберто Эко считает Савьяно национальным героем.

Книги года

В день открытия выставки, как обычно, подводились итоги национального конкурса «Книга года». Эту премию уже десять лет вручает Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям РФ. На конкурс поступило 1200 книг из 75 регионов России. Они конкурировали в 10 номинациях. Лучшей «Прозой года» жюри признало книгу «Беглецъ. Дневник неизвестного» Александра Кабакова. Сборник Олеси Николаевой «500 стихотворений и поэм» получил приз в поэтической номинации. Дневники Евгения Лансере стали победителями в специальной номинации Humanitas. Лучшим детским изданием признана серия книг «Пестрый квадрат». Победителями в номинации «Дебют» стали студенты-переводчики МГУ. В рамках переводческого семинара они выпустили уникальную антологию викторианской детективной новеллы «Не только Холмс. Детектив времен Конан Дойла».  

- Новеллы немного наивные на сегодняшний изощренный вкус, - сказал Александр БОРИСЕНКО, составитель антологии. - Зато они первые. Видно, откуда все взялось, как зарождался жанр детектива, который все знают и любят.

А звание «Книги года» и Гран-при конкурса получил двухтомник известного журналиста Леонида ПАРФЕНОВА «Намедни. Наша эра. 1961-1970, 1971-1980» (ООО «Издательская Группа Аттикус») - своеобразная летопись советской эпохи. «Российская газета» задала несколько вопросов автору.

- Как родилась идея переложить телепроект «Намедни» в книгу и насколько это была сложная работа?

- В двухтысячные годы выяснилось, что советское никуда не ушло, а в чем-то повторяется, в чем-то немного видоизменилось. Я пытался перечислить, что большинство россиян до сих пор делают по-советски. По-советски служат в армии, получают образование, выбирают власть, смотрят телевизор, поют гимн и так далее. Это был побудительный мотив: вернуться к советскому.

Для книги пришлось придумать новый формат. Тексты примерно в 5 раз больше, чем были для телевидения. Нужно было придумать и новую форму монтажа. Такого размещения новелл о феноменах, когда разнохарактерные вещи предстают перед читателем одновременно, ровно, так, как они существуют в сознании людей. Туфли-шпильки, фильм «Человек-Амфибия», хулахуп, Берлинский кризис, полет Гагарина, солнечный номер Олега Попова, Сталина вынесли из Мавзолея. У людей нет сознания, которое отдельно отвечало бы за Берлинский кризис, а другой его сектор - за хулахуп. Такая подача должна создавать эффект полноты инвентаризации. Пролистал том, и вся эпоха в ее ключевых моментах - перед тобой. Это потребовало и времени, и сил, и проб, и ошибок.

- Вы довольны результатом на сто процентов?

- Ну не так чтобы, но найденный метод по-прежнему позволяет рассматривать любые феномены. И так называемые серьезные, и так называемые несерьезные. Событийные, портретные, какие угодно. Кто хочет по-другому задокументировать эпоху, пожалуйста. Но таких попыток я пока не видел.

Что покупают

Еженедельно в Интернете один из крупных московских магазинов «Библио-Глобус» вывешивает свой рейтинг - двадцатку самых продаваемых книг. Интересно, что в лидерах продаж наряду с художественной литературой прочно удерживаются книжки по оздоровлению, учебники. Все лето активно продавались Парфенов, последний роман Акунина. Приводим первые пять названий рейтинга с 24 по 30 августа:

1.  А. Маринина, «Взгляд из вечности»

2.  Д. Рубина, «Белая голубка Кордовы»

3.  С. Майер, «Гостья» (перевод с анг.)

4.  Б. Акунин, «Сокол»

5.  С. Амодт, «Тайны нашего мозга, или Почему умные люди делают глупости» (пер. с анг.)

Фото www.rg.ru