Топливный откат: хроники пикирующих цен

Владимир КРИКУН

Кризис на руку транспортникам, но, похоже, всерьез угрожает карману пенсионеров

2 ноября на костанайских АЗС появились новые ценники. Самый ходовой бензин Аи-92 стал продаваться по давно забытой цене 87 тенге за литр. Стоимость снизилась сразу на 11 тенге. Причины оцениваются по-разному: говорится о мировом падении цен на нефть, об административном давлении на продавцов бензина. Казалось бы, логично ожидать снижения цен на товары первой необходимости и те услуги, в стоимость которых заложены расходы на ГСМ. Однако наши эксперты считают, что падение, скорее, бумерангом ударит по тем же пенсионерам. А снижение цен на продукты - вопрос, скорее этический, нежели экономический.

Прогноз не сбылся

16 октября 2008 года мировые цены на нефть рухнули с рекордной цены 11 июля $147,27 до отметки, даже не доходящей до $69,9 за баррель. Такой резкий обвал ни в коей мере не повлиял, как этого можно было бы ожидать в соответствии с законами рынка, на стоимость топлива в России и Казахстане - странах, которые добывают достаточно нефти, чтобы обеспечить дешевым горючим внутренний рынок. Президент РФ Дмитрий МЕДВЕДЕВ еще до обвала задался вопросом - почему при низкой стоимости сырья цены на бензин до сих пор «зашкаливают»? Чуть позже тем же курсом пошло правительство Казахстана. Премьер-министр Казахстана Карим МАСИМОВ заявил, что цены на топливо и продовольствие - это вещи, за которые правительство несет ответственность вне зависимости от состояния экономики страны. Снижать стоимость ГСМ Масимов предложил регулированием поставок топлива на внутренний рынок Казахстана. Для этого в проекте Налогового кодекса были заложены меры, стимулирующие сбыт нефтепродуктов внутри страны, а государство приобрело Павлодарский НПЗ. В результате не сбылся даже прогноз главы Нацбанка Казахстана Анвара Сайденова, который отметил, что цена нефти мало повлияет на стоимость бензина в Казахстане - она снизится максимум на 3%. В своем прогнозе Сайденов учитывал, скорее, интересы трейдеров, для которых прибыль - это главное: «Вы сами знаете: легко повышать цены, когда есть возможность сослаться на мировую динамику цен, и когда это происходит наоборот, это не сказывается на уровне цен внутри страны».

Хорошо или плохо?

- Плюсы в том, что нефть и ГСМ дешевеют, несомненно, есть, - говорит кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории КГУ Андрей КОВАЛЬ. - Фирмы будут дешевле покупать горючее, себестоимость продукции будет ниже. Но цена нефти снижается, потому что в ней падает потребность. Мощности предприятий падают, людей отправляют в неоплачиваемые отпуска. Снижение цен на энергоносители может не скомпенсировать негативные последствия от закрытия предприятий. Что касается бензина, мы достигли ситуации, когда предложение превысило спрос. Продавцы будут бороться за клиентов, чего давно уже не было. Считаю, что цены на бензин снизились не по чьему-то желанию. Просто денег, которые бы поступали в экономику и поддерживали этот высокий уровень, нет. Если цены не двигать, снизится потребление. Из-за цен на топливо сейчас терпят убытки фермеры. Уборка завершена, стоимость ГСМ была высокой, а за тонну пшеницы дают все меньше. Если цена на нефть снижается, то под вопросом окажется и исполнение республиканского бюджета. Наша страна экспортирует большие объемы нефти. Если иностранным компаниям станет невыгодно, они заморозят добычу; в худшем случае - просто уйдут из страны. Это может ударить по пенсионерам. Пенсия была стабильной, пока наполнялся бюджет. Но поступления шли от сырьевого сектора. Если проблемы начнутся там, то начнутся проблемы с выплатой пенсий.

Вопрос этики предпринимателя

- Цену бензина закладывали в цену товара. Бензин подешевел, значит и товар должен стать дешевле, - считает директор Ассоциации содействия предпринимательской деятельности в Костанайской области Пётр СУХИНИН. - Но снизят ли цену - это другой вопрос. Взять монополистов. Цены на нефть упали давно, и только недавно снизили стоимость ГСМ. Да и то в приказном порядке. Монополисты хотя бы управляемы. А предпринимателю хочется, чтобы товар был востребован. Поэтому большого снижения не произойдет. Власти заставить не смогут, только порекомендовать. А согласятся ли? Здесь больше вопрос морали и трезвого расчета. Продавцы ГСМ, я считаю, будут держать свою цену даже в том случае, если она будет необоснованной. У нас цены только растут. Если и снижаются, то по предложению правительства, когда принимается волевое решение и привлекаются фискальные органы.

Средние цены на ГСМ в Костанае в 2008 году (по данным АО «Казагромаркетинг»)