На развалинах партстроительства

Евгений ШИБАРШИН

Маслихаты предлагают избирать по партийным спискам. Что изменится?

В конце апреля в мажилис поступили законопроекты с изменениями и дополнениями в законодательные акты, регулирующие выборный процесс. По замыслу разработчиков, предложенные поправки должны не только ликвидировать правовые пробелы в этой сфере, но и повысить активность политических партий. Для этого вводится механизм формирования маслихатов.

Выборы в маслихаты планируют проводить так же, как в мажилис, - по партийным спискам

«Поддерживаем, но…»

Первый вариант законопроектов министерство юстиции опубликовало на своем сайте 7 февраля 2018 года. Центризбирком о выработке своих предложений заявил еще раньше - в августе 2017-го. Но широкой дискуссии в обществе почему-то не получилось.

Понятно, что правовые «закорючки», которые накопились за последнее время у организаторов выборов, широкой публике не известны, поэтому и нет к ним особого интереса. Но почему в обществе не отреагировали по поводу нового порядка формирования маслихатов? Ведь в случае его принятия желающие «порулить» местной властью могут реализовать свою мечту, только вступив в одну из зарегистрированных партий. А если нет такой партии, чья программа в полной мере отвечает идейным запросам гражданина? Выходит, что конституционное право быть избранным в представительные органы власти может быть реализовано только при условии членства?

Ну ладно, промолчали, когда такой порядок установили для выборов депутатом мажилиса. Что не говори, а это высший законодательный орган. Но тут-то речь идет о самых массовых органах народовластия - чем шире в них представительство различных слоев населения, тем эффективнее должно работать местное госуправление. То есть предлагаемые поправки непосредственно затрагивают политические права большинства граждан.

Разработчики внесли в закон «О выборах» нормы, устанавливающие выборы депутатов маслихатов по партийным спискам, составленным местными филиалами политических партий и утвержденным их высшими партийными органами. Существующие сейчас избирательные округа вместе с окружными избирательными комиссиями планируется упразднить. Будут территориальные округа в границах всего города, района и области. То есть установят систему, аналогичную выборам депутатов мажилиса. Но если там в партийных списках были люди, живущие в разных регионах Казахстана, то на выборах маслихатов в списки должны включаться только те члены партий, которые живут на территории данного маслихата. Вот тут-то для многих партий и возникнут проблемы.

- Мы не сможем во всех городах и районах составить такие списки, куда бы вошли представители нашей партии, способные реально выполнять депутатские обязанности, - сказал корреспонденту «НГ» председатель областного филиала ОСДП Сергей БОГАТЫРЕВ. - Я говорю только о ситуации в нашей области. Как в других регионах, не знаю.

Такую же перспективу для своей организации прогнозирует и первый секретарь обкома КНПК Алпысбай АЛИМБАЕВ.

- Хотя в целом мы поддерживаем идею избрания маслихатов по партийным спискам, - добавил лидер костанайских «народных коммунистов». - Если раньше наших представителей под разными мелкими предлогам отсекали уже на предварительной стадии, то на выборах по партийным спискам нашим кандидатам попасть в маслихаты будет легче. Тогда мы сможем не только бумажной работой заниматься и ходить, размахивая флажками, но и серьезными делами. У нас в таком случае будет больше ответственности перед людьми.

«Революции» не будет

Сейчас в областном, городских и районных маслихатах Костанайской области 301 депутат. Среди них лишь один представитель партии «Ауыл» и три - от партии «Ак жол». Остальные - члены «Нур Отана». Не получится ли так, что и при новой системе в маслихатах по-прежнему будут доминировать представители партии власти? В отличие от их потенциальных соперников, на проходивших выборах они смогли выставлять своих кандидатов в каждом округе. Более того, вполне возможно, использовали хитрости политтехнологий и подтягивали также своих альтернативных кандидатов, зарегистрированных в качестве самовыдвиженцев, для того чтобы выборы состоялись. В таких условиях кандидатам от других партий набрать проходное количество голосов почти невозможно. Навряд ли «Нур Отан» будет менять свою тактику.

Депутаты от «Нур Отана» избираются, другие партии - только в роли наблюдателей на выборах

Однако в обновленном выборном законодательстве реальная возможность попасть в маслихаты кандидатам от других партий все же предусмотрена. Если после окончания срока регистрации партийных списков оказалось, что подан только список одной партии, регистрация продлевается. Преодолимым сделан и проходной барьер. Для получения определенного количества мест в маслихатах нужно набрать не менее 3% голосов избирателей, проголосовавших «за». Причем, если этого рубежа достигнет только одна партия, избирательная комиссия к дележу депутатских мандатов допускает еще один партийный список, набравший большее количество голосов среди не прошедших трехпроцентный барьер.

То есть в каждом маслихате будет как минимум один депутат от другой партии. Учитывая, что на выборах в мажилис в 2016 году партийные списки КНПК и «Ак жола» набрали более 7% голосов, при голосовании в маслихаты у представителей этих партий тоже есть вероятность получения более одного депутатского мандата. Другая ситуация - у ОСДП и «Ауыла». У первых два года назад было 2%, у вторых - около 1% голосов избирателей.

- На предыдущих парламентских выборах наша партия в реальности имела голоса, позволяющие пройти в мажилис, но официально процент оказался ниже, - считает руководитель областного филиала ОСДП. - Опыт прошлых лет показывает, что переход к выборам маслихатов по партийным спискам в принципе ничего не меняет. По-прежнему итоги голосования зависят от того, кто их считает.

Сейчас в Костанайской области создано 1 130 избирательных комиссий разного уровня, в которые входят 7 910 человек. Существующий порядок уже предусматривает их формирование с участием партий. Как отмечает Сергей Богатырев, у филиала ОСДП не хватает людских ресурсов, чтобы обеспечить своим контролем все комиссии. В то же время число бюджетных работников, зависимых от власти, по его оценке, в избиркомах недопустимо велико.

Такой же точки зрения придерживается и лидер «народных коммунистов».

- Не секрет, что административный ресурс до сих пор играет большую роль, - говорит Алпысбай Алимбаев. - Главный человек в комиссии - председатель, а они в основном зависимые люди.

Выход из этой ситуации партийцы видят в переходе к электронному голосованию, которое может свести к нулю искажение итогов голосования. Этот вариант как раз и предусмотрен в поправках.

Если в подходе к организации голосования на выборах социал-демократы и «народные коммунисты» оказались солидарны, то по поводу принципа составления списков кандидатов в депутаты их мнения разошлись. Сергей Богатырев считает, что на первых порах нужно дать возможность включать в списки и беспартийных.

- У нас много беспартийных гражданских активистов, которых люди знают, которые могут активно работать в маслихатах, но хотят сохранять независимость своей позиции, - аргументирует он. - Они стремятся в маслихат, но при существующей системе для них это нереально. По партийным спискам это сделать проще, так почему бы в качестве временной меры не позволить включать их в партийные списки?

Алпысбай Алимбаев считает, что обязательность партийной принадлежности кандидатов в депутаты будет повышать ответственность партийных организаций за делегирование своих представителей в маслихаты.

- Мы будем лучше работать, - резюмировал он.

Тут есть повод для дискуссии. Как и о методах повышения чистоты самой выборной кампании.

Партии в Казахстане оказались в таком положении, что даже о тех, чьи представители сегодня входят в состав Парламента, многим людям (особенно - молодежи) мало что известно. Об эффективности работы маслихатов - тоже. Так что самой большой проблемой для избирателей в случае изменения механизма формирования маслихатов станет попытка разобраться в соединении нескольких неизвестных. Навряд ли этому поможет и активная агитация. Для нее нужны деньги, а их у партий в таком объеме нет. Так что ничего революционного от предлагаемых новаций ждать не приходится. Мы станем лишь свидетелями очередного косметического ремонта сложившейся политической системы.

Фото из архива «НГ»