«Паника и крики делу не помогут»

Елена ПИКЕЛЬНАЯ

Не все могут вызвать неотложку правильно. Как это влияет на оказание медпомощи?

Что нужно говорить, звоня в скорую помощь, и что делать до приезда бригады? На эти вопросы отвечает заместитель главного врача ГККП «Костанайская городская станция скорой и неотложной медицинской помощи» по лечебной работе Гульнара АБЕУОВА.

Гульнара Абеуова: «Работнику скорой помощи приходится быть и медиком, и психологом»

- Недавно жители Актобе и всего Казахстана были шокированы случаем смерти пятиклассницы в школе. Учителя утверждали, что звонили в скорую 18 раз. Работники скорой объясняют, что диспетчеру неправильно описали состояние ребенка, поэтому вызов был отнесен не к той категории срочности, к которой следовало бы. Гульнара Сыздыковна, как вызвать скорую помощь правильно, чтобы диспетчер сразу понял серьезность ситуации и бригада приехала вовремя?

- Когда люди звонят на 103, сначала человек слышит электронный голос, этот момент надо переждать, потом подключается диспетчер и говорит: «Скорая. Что случилось?» Вот в этот момент люди начинают сразу кричать: «Давайте быстрее, давайте быстрее!» Эти крики никак делу не помогут. Нам нужно знать, кто нуждается в помощи: ребенок или взрослый, мужчина или женщина, где находится человек, на улице или в здании. Конечно, необходимо правильно назвать адрес. Но бывает, что в такие моменты люди не могут вспомнить даже номер собственного дома. А уж если дело происходит на улице, и вовсе теряются. Если обнаружили на улице человека, потерявшего сознание, а на здании рядом нет таблички с адресом, скажите хотя бы примерно, какой перекресток находится неподалеку, какой магазин. Краткое описание состояния больного, например, дышит он или не дышит, тоже обязательно.

Человек, который вызывает скорую, должен все это быстро и четко сказать диспетчеру. Я понимаю, что тот, кто вызывает 103, растерян, он в шоке, но четкое понимание ситуации диспетчеру необходимо, чтобы правильно распределять вызовы по бригадам и по категориям срочности. Паника, крик мешают работе диспетчера, ведь работа в диспетчерской и без того сложная. У нас каждые сутки работают четыре детских бригады, кардиологическая, реанимационная и 8-9 взрослых бригад. Поэтому идет распределение по вызовам в зависимости от того, кому и какого рода нужна помощь.

И потом для людей, вызывающих скорую, секунды тянутся, им кажется, что они ждут уже очень долго. Я сама когда-то вызывала скорую и знаю, как это тяжело - ждать. Постоянно думаешь: «Где они? Почему так долго нет?» Хотя на самом деле времени проходит не так уж и много. Если вызов принят, мы в любом случае едем, но надо учитывать и наши дороги, объезды и еще тот факт, что нам не всегда уступают дорогу другие водители. Хоть и маячки включаем, и звуковые сигналы, это не всегда действует. Все это увеличивает время в пути. Но мы стараемся, едем, летим, как только поступил вызов.

- А что нужно делать до приезда скорой человеку, который находится рядом с больным?

- Советы очень простые, о которых раньше знали почти все. Самое первое - дать больному возможность дышать, то есть расстегнуть воротник, расслабить ремень, обеспечить доступ свежего воздуха, открыв окно. Хорошо побрызгать на лицо прохладной водой. Если, предположим, плохо стало ребенку в школе, там всегда есть медработник, а у него в аптечке - нашатырный спирт. Вдыхание паров нашатыря приводит в чувство. Не нужно никаких дорогих препаратов. Неплохо бы и всем иметь в домашней аптечке нашатырь как средство первой помощи.

Кстати, на вызовы в общественные места, будь то школа, магазин или улица, мы стараемся приехать быстрее. Одна из причин - вероятность того, что состояние больного описано посторонними людьми неправильно, все серьезнее, чем кажется окружающим. То есть информации «с десятого уха» не доверяем.

И еще - в общественном месте, если человек упал без сознания, не надо его никуда перемещать. Допустим, стало плохо ребенку на уроке физкультуры в школе. Он теряет сознание, падает на пол прямо в спортзале. Не надо тащить его на третий этаж, в медпункт, пусть остается на месте до приезда бригады скорой помощи.

- Что означают категории срочности?

- К вызовам первой категории срочности относят случаи, когда идет непосредственная угроза жизни и требуется немедленная медицинская помощь. Это потеря сознания, остановка дыхания и сердцебиения, шоковые состояния, электротравмы, обширные ожоги.

Вторая категория: когда существует потенциальная угроза жизни, если не оказать медицинскую помощь. Например, нарушения сердечного ритма, отравления или у маленьких детей очень высокая температура.

Третья категория: если без оказания медицинской помощи существует потенциальная угроза здоровью, а не жизни.

Четвертая: обострения хронических заболеваний, таких как бронхиальная астма, хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ), хронические бронхиты, гипертония III степени.

Если вызовы с первой по третью категории срочности обслуживают станции скорой помощи, то вызовы четвертой категории передаются по системе «Комек» в поликлиники. По вызову четвертой категории из поликлиники, к которой прикреплен больной, приходит врач или фельдшер. Приходит в тот же день, а не на следующий! Но в чем разница между ними и нами? Они назначают лечение, мы же оказываем только экстренную помощь, назначать лечение мы не можем, мы не поликлиника на колесах.

Люди иногда не знают границ и не понимают этого принципа работы скорой. Бывали такие случаи: мамочка вызывает скорую ребенку, который уже пятый день болеет: «У нас кашель не проходит, послушайте». Я, конечно, послушаю, меня это никак не обременит, но я не назначу лечение. Все равно с больным ребенком надо идти в поликлинику, и придется идти. Подменить лечение, назначенное участковым врачом, вызовом скорой не получится.

И вот еще в чем проблема: пока я слушаю ребенка, который должен быть на приеме в поликлинике, может быть, где-то ребенок лежит без сознания. Даже немного обидно, что люди этого не понимают. Возможно, что-то упущено в работе поликлиник, возникает ситуация, когда легче вызвать скорую, чем попасть на прием к участковому.

- Есть врачебная этика, которой студентов мединститутов учат на занятиях по деонтологии. Разумеется, зеркально существует и этика пациентов, которой нигде не учат, но с которой ежедневно сталкиваются медики. Поскольку работники неотложки всегда «на передовой», ощущают ли они изменения в отношении пациентов к врачам?

- Я уже 20 лет работаю на скорой и могу сказать, что за это время люди стали жестче. Чаще сталкиваемся с непониманием. Простой пример: при посещении пациента мы не разуваемся, надеваем бахилы, чтобы не терять время. Некоторых такой вариант не устраивает, требуют, чтобы мы разулись. Но ведь это неотложка, мы не должны тратить время на такие бытовые вещи. Быстро надеваем бахилы, моем руки - и к пациенту. Если человеку действительно плохо, тут уже не до белых ковров. Есть предусмотрительные люди, они перед нашим приездом на драгоценных коврах расстилают газеты или старые пледы, и нет никаких противоречий. Случается работникам скорой сталкиваться с агрессией. Мы стараемся всегда сохранять спокойствие, будь то паникующая мамочка или подвыпивший мужчина. Работа на скорой очень непростая, иногда приходится быть и медиком, и психологом в одном лице. Здесь остаются только те, кто любит свою работу, несмотря на все трудности.

Фото Елены ПИКЕЛЬНОЙ

Согласно приказу

Выписка из приказа министра здравоохранения РК от 3.07.2017 г. № 450 «Об утверждении Правил оказания скорой медицинской помощи в РК».

Время прибытия бригады СМП до места нахождения пациента с момента получения вызова от диспетчера СМП составляет:

1-я категория срочности - до 10 минут;

2-я категория срочности - до 15 минут;

3-я категория срочности - до 30 минут;

4-я категория срочности - до 60 минут.