Дорогая наша школьная пора

Два школьника в одной семье - это проблема. В первую очередь - материальная

Владимир КРИКУН, krikun@ng.kz
Виталий ХАЛЕВИН, halevin@ng.kz

Собрать ребенка в школу стало дороже на 30%

До начала учебного года осталось чуть больше двух недель. На школьных базарах вовсю идет торговля школьной формой, канцтоварами, учебниками, которые, по наблюдению корреспондентов «НГ», в среднем подорожали на 15-20%. Не менее жарко идет торговля и в магазинах. С учебниками легче, но как и в прошлом году, родители до сих пор не знают, какой учебной литературой будут пользоваться их дети.  Нет никакой гарантии, что книги не придется возвращать в магазины за  ненадобностью.

С чего начинаются школьники?

На школьном базаре возле «Детского мира», несмотря на будний день, довольно многолюдно. Предлагают все - от пеналов и тетрадей до сумок и школьной формы всех фасонов. В принципе, располагая достаточной суммой, здесь можно купить сразу все необходимое к новому учебному году. Продавцы говорят: в этом году собрать ребенка в школу стало в среднем на 30% дороже по сравнению с прошлым годом. Это легко проверить. Прописи и пособия для предшколы, которые в прошлом году стоили 750 тенге, сейчас продают за 1000. Дневники стали дороже на 50 тенге - год назад они стоили 250 тенге. Подорожали и атласы. В прошлом году они стоили 800 тенге, в этом  - 1100 тенге.

 Как и в прошлые годы, почти все канцелярские товары на наш рынок завезены из России. Отсюда и цена соответствующая.

Продавец Маргарита говорит, что среди мальчишек популярны дневники, на обложках которых изображены фотографии футболистов и футбольных клубов - отголоски «Евро-2008». Девочки предпочтения отдают поп-звездам Макsим и Диме Билану - налицо влияние Евровидения. Очень популярны российские предметные справочники. Есть и учебники - правда, пока выбор невелик. Наибольшим спросом пользуются книги для 1 и 8 классов. На школьном базаре мы обнаружили комплект учебников издательства «Атамура» за 2003-2006 годы. К примеру, комплект учебников за 5 класс стоит около 2000 тенге.

  - Я своему ребенку уже купила форму обувь, канцтовары. За все это отдала 30 000 тенге, - сообщила «НГ» Олеся ГРЕКОВА. -  Иногда приходится идти на поводу у детей. Сейчас очень яркая и красочная полиграфия. Дети слетаются на нее, как мотыльки. Приходится уступать и покупать красочную тетрадь, которая стоит на 10-15 тенге дороже обычной.

Рядом с Олесей Грековой канцтовары своему сыну Малику покупала Мария Симоченко. По словам  женщины, она уже отдала 40 000 тенге.

  - Мой сын идет в первый класс. Не думала, что это так хлопотно и дорого, - отметила Мария СИМОЧЕНКО.

Рядом примеряют форму. В палатке продавца Ольги - товар только для девочек. Говорит - спрос есть. Правда, не всех устраивает качество. С одной стороны на плечиках платья и фартуки из России и Кыргызстана стоимостью от 2 000 тенге и выше. Напротив - форма производства одного из костанайских лицеев.

- В прошлом году местный пошив стоил 2000 тенге, сейчас - наполовину меньше, но берут очень неохотно, - рассказывает Ольга. - Вот эти платья, например, я вообще четвертый год пытаюсь продать.

Как признается Ольга, ее товар берут в основном сельчане, которые не избалованы большим доходом. Городской покупатель отдает предпочтение импортным вещам, несмотря на то, что они намного дороже - молодежь очень разборчива в выборе одежды. Напротив продают писк «школьной моды». 8000 тенге. Эти берут мамы посостоятельнее. Большинство довольствуется платьями за 3500 тенге.

 Приличный турецкий костюм для мальчика стоит от 6800 до 8000 тенге. Рубашка - 1000 тенге, галстук - 700 тенге. Родители берут - такие носятся подольше. Те, что попроще, - из Китая и Кыргызстана - стоят от 3500 до 6000 тысяч.

Непременный атрибут современного школьника - рюкзак. Самый дешевый стоит 1 300 тенге, самый дорогой на базаре - 3 500 тенге. Рюкзаки стараются покупать в последнюю очередь. Сначала - форма, канцтовары, тетради и учебники. И лишь потом - средства их транспортировки. Интересуемся, есть ли сертификат на продукцию.

- Вообще-то сумки и кожгалантерея сертификации не подлежат, только перчатки, - говорит продавец. - На ярлычках рюкзаков вот что-то написано, наверное, товар качественный, потому что заводской.

Спрашиваем про сертификат соответствия и в нескольких соседних палатках. Ответ у всех один: «Мы здесь только торгуем, а все документы находятся у хозяев».

Цените книгу...

Спрос на учебники велик. Это отмечают как торговцы школьного базара, так и руководство книжных магазинов. В прошлом году уже в начале учебного года за книгами выстраивались огромные очереди, а школьники и их родители коротали свободное время в поисках недостающей литературы. Причина была проста - в разных школах занимались по учебникам разных издательств. Некоторый ажиотаж наблюдается уже сейчас.

- Такое ощущение, что в город завезли только сотую часть всех необходимых учебников, - делится впечатлениями хозяйка книжного магазина «Глобус» Инна ПАСТУХОВА. - Настолько много желающих приобрести. А мы не торгуем учебниками только потому, что их продает специализированный магазин. Нам приходилось бы прибавлять к их цене свой интерес. Глядя в глаза родителей учеников, делать этого как-то не хочется.

Специализированный магазин «Учебники» Казснабобразования. Книги, по словам продавца Ольги, есть, но комплекты неполные. Она говорит, что чаще всего спрашивают учебники для 1 и 8 классов - из-за изменения школьной программы. Выбор небольшой. Для первоклассников пока есть только «Познание мира», других книг пока не завезли. Многие не знают, книги какого издательства нужны. В поисках учебников для дочери-девятиклассницы заходит заместитель директора Костанайского филиала ЧелГУ Лариса ГУРБАЕВА. Судя по реакции продавца, не в первый раз. Ответ опять отрицательный. Книги по некоторым предметам вроде есть, но вопрос, какого издательства нужны учебники, ставит женщину в тупик.

- В школе списки не вывесили, - говорит Гурбаева.  - Дочь ходила дважды. Сейчас у каждого второго есть доступ к Интернету. Почему бы управлению образования не вывесить на своей страничке список литературы для всех школ? В этом нет ничего сложного. А так  до последнего не знаешь, что покупать.

Между тем, к двум имеющимся в стране издательствам - «Атамура» и «Мектеп» добавилось третье - «Алматы кiтап». Их продукция - пока только для 12-летних школ и первоклашек - уже в дефиците. Никто не знает, по каким книжкам детям придется учиться «в первый раз». В дополнение к этому в Костанае, по словам сотрудников книжных магазинов, появились поддельные учебники. Черно-белые вместо цветных, плохого качества, меньшего формата. Продаются на рынках, причем довольно дорого.

  - В этом году первая партия школьных учебников пришла вовремя. Ожидаем поступление в середине августа второй партии. Возможно, будет завоз  в начале сентября. Проблем возникнуть не должно, -отметил менеджер ТОО «Дом книги А. Байтурсынова» Даулет БАЙУАКОВ.

Еще один магазин, где в Костанае можно купить учебники, - «Карандаш». Кассир Жанара ЕЛЕМАНОВА говорит, что работает магазин напрямую с издательствами, книги завозят примерно раз в две недели. Комплекты, как и везде, неполные. Недостаточно учебников для 1-8 классов. Комплект учебников для начальных классов стоит здесь до 3000 тенге. Комплекты для средних классов - до 6000. Самый дорогостоящий комплект - 13 учебников для 11 класса - обойдется в 10 000 тенге.

В состоянии капитального ремонта

В этом году капитальный ремонт проходит в костанайских школах №№2,4,8,11,16. «Капиталят» также корпус «А» гимназии им. Горького, блок №2 Естественно-математической гимназии и музыкальную школу. Ждали капитального ремонта в этом году и в  школе №115. За 50 лет существования он ни разу не проводился. Не дождались «капиталки» и в 2008-м. Все, что смогли, - на 4 млн тенге выполнили ремонт мягкой кровли и 6 млн потратили на создание входной группы и замену 26 деревянных оконных рам на пластиковые. При этом пластик - только с лицевой, «парадной» стороны. Той, где фойе и школьные коридоры. Собственно, классы будут смотреть на мир старыми окнами. Директор СШ №115 Мугульсын ЖУНУСОВА признается - менять надо все трубы, электрические провода. Когда до этого дойдет очередь - неизвестно.

В СШ №8 в 2007 году отремонтировали 2 спортивных и актовый залы, в этих блоках провели текущий ремонт отопления. На масштабные работы было затрачено 43,5 млн тенге. Директор СШ №8 Батима АБДРАХМАНОВА говорит, что  зимой вся школа ходила греться в отремонтированные блоки. В этом году отопление делают капитально, меняют трубы горячей, холодной воды, канализации. Во всех кабинетах настелили новый линолеум. Работы находятся в финальной стадии. Строители трудятся с 7 утра до 10 вечера. По договору срок завершения - последний день августа, но ожидается, что все будет готово к 19 августа.

Второй этап капитального ремонта  проходит и в СШ №2. В этом году ремонтируют только крышу. Из бюджета было выделено 18 млн тенге. Ремонтные работы должны завершиться в сентябре.

  - В прошлом году в нашей школе капитально были отремонтированы отопительная система, канализация, водоснабжение, - сообщила директор СШ №2 Вера МАКЕРОВА. - Во всей школе заменили окна на пластиковые. На ремонт в прошлом году нашей школе было выделено 100  млн.

Второй год ремонтируется и СШ №11. По словам директора СШ №11 Темирхана КЕРИБАЕВА, в прошлом году на 22 млн тенге в школе были отремонтированы  отопительная система, крыша на блоке «а» и заменена часть окон на пластиковые. В этом году на завершение капитального ремонта школе из бюджета было выделено 30 млн тенге. В учебном заведении будут отремонтированы канализация, крыша на блоке «б» и  заменены оставшиеся окна. Все ремонтные работы должны завершиться до 20 августа.

  - Но я думаю, мы не успеем, - отметил Темирхан Керибаев. - Закончим не раньше 25 августа.

Спустя 47 лет впервые стали ремонтировать и СШ №4. По словам исполняющей обязанности директора  СШ №4 Галины ЛЫСИКОВОЙ, в этом году им выделили 30 млн тенге. К 1 сентября в школе должна появиться новая входная группа. Также будет облагорожен школьный двор. Срок окончания работ - 31 августа. 

ОПРОС 

Нужно ли в казахстанских школах ввести единый перечень учебников?

Батима АБДРАХМАНОВА, директор СШ №8

  - Вполне естественное состояние, когда люди знают, по каким учебникам учиться. Как в советское время. Разные учебники могут быть, если учитель разработал свою программу, и считает, что лучше использовать конкретные пособия. Это допускается, это творчество учителя. Но это не касается основных предметов, учебники по ним утверждает министерство. Альтернативный источник знаний - это хорошо, но я сторонник точности. Мы должны думать о ребенке. Он учится в этой школе по одним учебникам, а завтра перейдет в другую, там другие книги. А он должен точно знать - я учил это и продолжу изучать в другой школе. Творчество нужно поддерживать, но госстандарт никто не отменял.

Валерий СТАРОДУБ, ветеран образования

- То, что школы занимаются по разным учебникам, - безобразие. Существовать должна единая экспертная группа, которая бы отбирала только хорошие учебники. Сегодня у нас несколько экспертных групп. У каждой свои методы и подходы в изучении учебников. В итоге мы сами перестали понимать ситуацию. Качество учебников, издающихся в Казахстане, не ругает только ленивый.

Мейрамбек ТАСТАНОВ, руководитель учебно-методического управления КГУ:

  - У меня младший сын пошел в 10-й класс. Пока сложностей с приобретением учебников не возникало. Но то, что нет единого списка учебников для всех школ, - это неправильно. Когда Министерство образования и науки РК объявляет победителей тендера на изготовление школьных учебников, они рекомендуют школам заниматься именно по этим книгам. Почему школы проявляют  самодеятельность, непонятно. Мы на Едином национальном тестировании сталкиваемся при подаче апелляции с  тем, что разные авторы учебников одну дисциплину толкуют по-разному, преподаватели отражают совершенно иную точку зрения, а школьники отвечают: так написано в учебнике. Поэтому иногда учащиеся недовольны решением апелляционной комиссии.

Даулет БАЙУАКОВ, менеджер ТОО «Дом книги А. Байтурсынова»:

  - Если бы для всех школ был введен единый перечень учебников, то у родителей не было бы сомнений, какую книгу купить. Сейчас один учебник могут издавать 3 издательства под разным авторством. Какой  нужный? В одной школе школьник занимался по учебнику издательства «Атамура», а в другой от него уже требуют учебник издательства  «Мектеп». В итоге ребенку перестроиться крайне сложно.

Генрих ШЕК, начальник управления образования Костанайской области:

 - Министерство образования и науки РК в приказном порядке рекомендует школам заниматься по определенному перечню учебников. Что касается книг других издательств, которые не входят в перечень Министерства, то по ним дети могут заниматься только дополнительно. На сегодняшний день в каждой школе уже есть основной список школьных учебников, по которому дети буду заниматься в этом году. Сложностей в выборе учебников у родителей возникнуть не должно.