Когда стороны изначально неравны

Галина КАТКОВА

Суд с активной позицией появился в Костанайской области 

С 1 июля в нашем регионе, как и во всем Казахстане, начали работать новые суды - специализированные административные (СМАС). Создание их напрямую связано с вступлением в действие Административного процедурно-процессуального кодекса. Оба эти события считаются прорывом в деле защиты прав граждан - нас с вами - в спорах с государством. Теперь все иски к госорганам от физических и юридических лиц будут рассматривать именно СМАС. И рассматривать с особой позиции. На вопросы о значении нового кодекса и роли нового суда «НГ» попросила ответить судью областного суда, члена коллегии по административным делам Галину ЗИНИНУ.

 

Галина Зинина: «Практически все споры с государством будут в компетенции административного суда» / Фото пресс-службы областного суда

- Галина Викторовна, можно объяснить само название кодекса - процедурно-процессуальный. Что это значит?

 - Этот кодекс регулирует не только новый вид судопроизводства, но и вопросы, связанные с осуществлением внутренних и внешних административных процедур государственных органов. Отсюда название. АППК предусматривает все действия административного (государственного) органа и предъявляемые к ним требования по рассмотрению и разрешению заявлений, обращений, сообщений, запросов граждан и юридических лиц (административные процедуры), порядок их пересмотра самими государственными органами по жалобам; порядок рассмотрения административных дел, отношения между государственными органами и прочая...

С его введением утрачивают силу законы РК «Об административных процедурах» и «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц», все эти вопросы будет регулировать АППК.

- Почему его называют очень значимым, мало ли кодексов принимается в стране?

- Большое значение Административному процедурно-процессуальному кодексу придается из-за новизны подхода к рассмотрению и разрешению публично-правовых споров, где стороны изначально неравны: с одной стороны - физическое или юридическое лицо (негосударственное), с другой - госорган с его мощным ресурсом, юридическим сопровождением. В отличие от Гражданского процессуального кодекса, где основной принцип - равенство сторон и состязательность, АППК содержит принципы, способствующие поддержанию позиции гражданина, который спорит с административным органом.

Например, бремя доказывания возлагается на госорган. Правоту и обоснование своих действий необходимо доказывать ему, а не человеку, который считает свое право нарушенным. Причем в суде представитель госорганов не вправе ссылаться на иные обоснования, чем содержатся у них в акте. Он больше не может сказать суду: «Мы тут в документе забыли написать, но это важно, мы представим дополнительную информацию. А вы это учтите». Никаких дополнений, только то, что уже имеется в акте, имеет значение для суда.

Словом, данный кодекс будет способствовать надлежащей работе государственного аппарата, стимулировать его к правильному рассмотрению заявлений, а суды - к защите прав субъектов публично-правовых споров.

- Говорят, его очень долго принимали. По какой причине?

- Действительно кодекс принимался долго. Уже в 2010 году над ним велась работа, он прошел много проверок, неоднократно направлялся на доработки. Очень непросто далось его принятие в связи с сопротивлением государственных органов, привыкших к верховенству государства над человеком. АППК принят для того, чтобы отношения государства и гражданина (и юридического лица) строились на основе равноправия, паритета, чтобы госаппарат работал для людей.

 - Специализация судов началась не вчера. Есть экономический, ювенальный, уголовный, следственный... Но там, как правило, дифференциация идет по типу дел. А новый административный по какому принципу сформирован?

- Административный суд - часть административной юстиции. Это означает, что дела этой категории будут рассматривать не только суды, но и сами административные органы. Так называются органы, наделенные полномочиями на принятие акта, в результате которого возникают и изменяются права и обязанности граждан и юридических лиц.

В повседневной жизни мы сталкиваемся с решениями государственных органов, получая различные услуги разрешительного, уведомительного характера. Именно эти правоотношения и будут в основе исков, подлежащих рассмотрению административными судами.

Важно, что СМАС будут рассматривать публично-правовые споры только после прохождения процедуры досудебного урегулирования в самом административном органе или его вышестоящей инстанции, если таковая имеется.

- Что такое «публично-правовые отношения»?

- Это отношения, в которых один из субъектов наделен властными полномочиями в отношении другого субъекта или круга лиц, то есть, публичными полномочиями. И в случае несогласия с его актами, действиями, бездействием лица будут их оспаривать в административном порядке. Речь идет об актах и действиях (или бездействии) местных исполнительных органов, налоговых, таможенных органов, органов юстиции, госконтроля в области трудового законодательства, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, органов миграции, регистрирующих органов… Перечень очень обширный. Приведу примеры дел: об отказе в предоставлении права землепользования, отказе в продлении этого права, о признании незаконными уведомлений налоговых органов, об оспаривании актов о нарушении санитарных правил, действий по установке шлагбаумов, запрещающих (разрешающих) дорожных знаков, очередности предоставления жилья из государственного жилищного фонда, отказа в постановке в очередь и тому подобное.

Практически все споры с государством будут в компетенции этого суда. Туда можно обращаться за защитой гражданских, политических, религиозных, избирательных и иных прав граждан и юридических лиц.

- А чем будет заниматься прежний административный суд?

- Рассматривать дела о правонарушениях, как и раньше. Он просто переименован, теперь называется «Специализированный межрайонный суд по административным правонарушениям».

- Приходилось уже слышать, что СМАС создан как суд с активной позицией. Что имеется в виду?

- Активная роль суда - один из принципов административного судопроизводства. Согласно статье 16 АППК, суд, не ограничиваясь объяснениями, заявлениями, ходатайствами участников процесса, представленными ими доводами, доказательствами и иными материалами административного дела, всесторонне, полно и объективно исследует все фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора. Для этого суд по собственной инициативе или мотивированному ходатайству участников процесса собирает дополнительные материалы и доказательства, а также выполняет иные действия, направленные на решение задач административного судопроизводства. Остановлюсь на некоторых.

Судья может высказать предварительное мнение относительно правового обоснования спора. То есть «на берегу» может указать стороне, что ее требование должно подтверждаться иными доказательствами, а не теми, что имеются в деле, а также содействовать в истребовании этих доказательств. Суд также укажет на возможный результат, то есть последствия удовлетворения иска, чтобы человек уяснил, того ли он добивается. И, как следствие, сможет откорректировать свои требования.

Судья может на всех стадиях процесса содействовать примирению сторон, даже пригласить какое-то лицо для участия в процедуре, если сочтет, что это поможет решению вопроса миром.

К принципу активной позиции следует отнести и право суда на привлечение без согласия истца второго ответчика. О чем речь? Зачастую граждане настаивают на том, что иск предъявили правильно, а суд видит, что ответчик ненадлежащий. По правилам ГПК (теперь это частные споры), суд не может произвести замену ответчика на надлежащего или привлечь его вторым ответчиком, если на это не согласен истец. Поэтому, если истец из-за своей неграмотности или неправильной позиции представителя настаивает на конкретном, но ненадлежащем ответчике, в иске ему будет отказано. В решении суд укажет, к кому должен быть предъявлен иск, но истцу придется второй раз обращаться за судебной защитой, тратить время, нервы, возможно, будет упущен срок.

Административный кодекс предусматривает иной подход к рассмотрению дел, он направлен на разрешение спора по существу в одном административном деле, без неоднократных обращений истца с рядом требований и к разным ответчикам.

- Галина Викторовна, почему именно создание этого суда должно помочь людям реально защитить свои права ? На чем основана уверенность в этом?

- Уверенность вызвана уже тем, какие задачи поставлены перед административной юстицией и какими принципами будут руководствоваться суды при разрешении споров. Перечислю задачи: полная реализация публичных прав, свобод и интересов физических и юридических лиц; достижение баланса частных и общественных интересов в публично-правовых отношениях; обеспечение эффективного и прозрачного государственного управления, в том числе посредством участия лиц в принятии управленческих решений; укрепление законности в публично-правовой сфере. Именно принципы, заложенные в АППК, должны стать частью выполнения программы «Слышащее государство».