Как смолу превратить в арт-объект

Георгий ГОВОРОВ

Рудничанка Наталья Шокова декорирует предметы в стиле абстракционизма

Художница из Рудного Наталья ШОКОВА работает с эпоксидной смолой уже больше двух лет: декорирует самые разные поверхности, от столешниц до зеркал, создает декоративные кружки, блюда и даже серьги. Она рассказала «НГ», почему работы с эпоксидной смолой стоят так дорого, где брать материалы и как нарисовать морскую волну.

Наталья Шокова рисует картины с помощью эпоксидной смолы больше двух лет

Наталья - выпускница Рудненской художественной школы. После отучилась на экономиста, занималась бизнесом, а к искусству вернулась после рождения ребенка.

- Мне стало скучно, готова была лезть на стенку, поэтому начала рукодельничать, - рассказывает она. - Мы делали цветы из фоамирана, занимались лепкой из полимерной глины, делали топиарии, много кофейных композиций, выкладывали картины из шерсти. Делали все, кроме вышивания и вязания. Почему я говорю «мы»? Я проводила и сейчас провожу мастер-классы для детей и взрослых. А недавно вспомнила, что я художник, захотелось чего-то большего. Писала картины. В Instagram наткнулась на флюид-арт, то есть картины из жидкого акрила. Сама сделала несколько картин. А после уже узнала о рисунках на эпоксидной смоле. Она, конечно, используется давно: у моего дедушки был в машине набалдашник на коробке передач в форме жука из смолы. Но та смола была техническая, желтая.

Наталья использует для своих работ прозрачную эпоксидную смолу. В зависимости от фирмы-производителя определяет пропорции, в которых смешивают смолу и отвердитель. Смешанную смолу нельзя надолго оставлять, потому что она закипит. Поэтому ее быстро разливают по отдельным емкостям. От вязкости смолы зависит работа художника - в среднем 30-50 минут.

- Есть смола жидкая, средней вязкости и густая, - объясняет Наталья. - Если жидкая, то на работу с ней можно больше времени отвести. То есть на одну картину уйдет примерно 1,5 часа.

Середину циферблата залили смолой, после чего добавили стрелки и часовой механизм

Одно из главных качеств получаемого материала - прочность. Подстаканник из эпоксидной смолы можно сбрасывать с 5-го этажа, ему ничего не будет. Чтобы сделать произведение искусства, добавляют специальные красители не на водной основе.

- То есть смешиваем смолу и отвердитель, разливаем ее по стаканчикам, добавляем красители нужного цвета, и можно рисовать, - перечисляет этапы работы художница. - Это может быть разделочный борд или столешница. Разных техник очень много. Можно имитировать рисунок камня, а можно нарисовать космос.

Рисунки из эпоксидной смолы - дорогое удовольствие. Купить расходные материалы для них можно в Костанае, но Наталья закупает оптом из Санкт-Петербурга, так дешевле.

- На одну картину для столешницы уйдет примерно 300 граммов - это около 4 000 тенге, - говорит Наталья. - Маленький тюбик красителя - 1 600 тенге. Есть дополнительные пигменты, которые, например, дают перламутровый оттенок. Морскую волну мы не рисуем обычным белым красителем, потому что у нее нет эффекта пены. Есть для этого специальный порошочек, который тоже стоит около 3 000-4 000 тенге. При этом искусство не стоит на месте, постоянно появляются на рынке новые добавки, новые красители. Например, чтобы рисовать красивые золотые прожилки, есть специальный пигмент - всплывающий порошок, он состоит из легких и тяжелых металлов. Когда его разводишь со смолой и выливаешь на поверхность, тяжелые металлы оседают, а высокие выступают на поверхности, создавая двойной эффект золочения. Есть еще специальное термозащитное покрытие, которым я обрабатываю поверхность. Это и от царапин, и от горячих предметов, и от выгорания защищает.

Одна из первых работ Натальи связана с космосом, а ее сын нарисовал свой знак зодиака

При работе нужно подумать о своей безопасности: художнику потребуются маска, фартук и перчатки. Наталья не ведет мастер-классы со смолой для детей и беременных женщин.

- В любом случае это химический процесс, - отмечает она. - Сама смола или отвердитель не несут в себе вреда. Но при смешивании выделяются ферменты, они уже могут быть опасны для дыхательных путей. Могут вызвать аллергическую реакцию или отягченное дыхание. Но серьезных угроз нет, так что маска нам поможет.

Из необычного опыта Натальи - изготовление обложки для блокнота. Это была совместная работа нескольких мастеров.

- Внутри девочка делала листы, распечатывала их, а я заливала смолой обложку, - вспоминает Шокова. - Плюс он был именным. Поэтому третья мастерица на самоклеющейся ленте с помощью специального аппарата вырезала буквы и отдельно приклеивала их к блокноту. Раньше было сложнее. Сейчас есть шлифовальная машинка, есть другие секреты и техники. На одной из первых работ я не убрала капли смолы вовремя, после пришлось несколько часов шлифовать наждачкой. Сейчас гораздо легче заниматься искусством.

Картины из смолы отличаются еще и тем, что их очень сложно нарисовать какое-то конкретное строение или, например, дом. Почти всегда это искусство в жанре абстракционизма. Как считает Наталья Шокова, эта особенность привлекает творческих людей, которые хотят выразить свои эмоции самой яркой палитрой.

Фото Георгия ГОВОРОВА