Строитель - профессия или подработка?

Гастарбайтеры из Украины работают быстро и красиво

Ольга ЛИХОГРАЙ, likhograi@ng.kz
Виталий ХАЛЕВИН, halevin@ng.kz

В Костанайской области зачастую дома возводят и дороги ремонтируют бывшие бухгалтеры и плохо обученные студенты

В стране и регионе у нас, говорят, строительный бум, который развивается в очень странных условиях. Первое - при огромном количестве предприятий, получивших лицензии на выполнение строительных работ. Второе - при глобальном дефиците строительных кадров. Третье - при усилившемся движении к нам стройбригад из-за пределов области и страны. Кто и как будет строить у нас завтра?

Гастарбайтеры из Украины работают быстро и красиво Обоснование проблемы

В последнее время Костанайская область живет в режиме несостоявшихся тендеров, сорванных сроков строительства и неосвоения бюджетных средств. Это при том, что у нас, по информации, озвученной на одном из совещаний в марте 2007 года, зарегистрирован 881 лицензиат в области архитектуры, строительства и градостроительства. С одним из них корреспонденты «НГ» недавно столкнулись. И зам. по производству не последней в области фирмы в сердцах сказал, что строить не с кем. Люди приходят необученные, «нулевые», в основном, подрабатывать.

Когда тормозятся тендеры, одна из причин, на которую ссылаются и руководители строительных компаний, и чиновники, которые «в теме», - дефицит специалистов. Начальник ГУ «Отдел строительства акимата Костаная» Валентина Эпова даже пример приводила, что за границей около 70% рабочих-строителей имеют высшую квалификацию, которую ежегодно повышают. У нас - только 5%. Причем речь идет вовсе не о штучных специалистах, которые могут арку поднять, сложную кладку вывести. Не хватает обычной грамотной рабочей силы.

Где делают строителей

Пока основное поступление на рынок труда дают колледжи. Их в области два: костанайский строительный и лисаковский технический. Оба выполняют государственный заказ, ежегодно выпускают около 700 специалистов со средним профессиональным образованием.

В лисаковской приемной комиссии корреспондента «НГ» заверили, что материально-техническая база учебного заведения соответствует стандартам. Обучают учащихся только квалифицированные специалисты.

В Костанае картину нарисовали менее радужную. Начали с педкадров.

 - Средний возраст преподавателей нашего колледжа 45 лет и выше, - констатировал председатель приемной комиссии Серикбай КАДЫРОВ, - молодежь идти на эту работу не хочет. В колледже зарплата гораздо ниже, чем на производстве.

Материально-техническая база в строительном колледже тоже нуждается в обновлении. Средств, которые ежегодно выделяются из областного бюджета, недостаточно. Тем не менее, наблюдается приток студентов.

 - Еще лет пять назад в строители шли неохотно. Работы не было, зарплату не платили. Сейчас ситуация изменилась, - считает Кадыров, - ребята идут на учебу, но вот трудиться простыми рабочими не хотят. Они после окончания колледжа либо поступают в вузы, либо сразу хотят работать мастерами и прорабами. Но это просто невозможно.

Строители еще бывают дорожные. По специальности «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог» их готовит только одно учебное заведение - Костанайский автомобильный колледж. В начале 90-х, в ходе оптимизации эту специальность сократили. Вернули ее только к 2001 году. За 6 лет подготовлено около 80 специалистов.

 - Желающие учиться есть. Ребята видят, что на рынке труда сегодня востребованы строители дорожного полотна, - говорит заместитель директора по учебной части Костанайского автомобильного колледжа Сеилхан МАРКАБАЕВ, - к тому же на эту специальность есть бюджетные места. В этом году их 25. Но, к сожалению, к нам не идут преподавать инженеры. Зарплата в нашем колледже по сравнению с производством несоизмеримо мала.

То есть проблемы, по большому счету, здесь те же, что у коллег. При этом, во всех буквально колледжах подчеркивали, что проблем ни с прохождением практики студентами, ни с трудоустройством выпускников нет.

Вреда не меньше, чем пользы

В то же время сами строительные организации подготовкой специалистов, выходящих из стен местных колледжей, мягко говоря, недовольны.

- В прошлом году мне направили на стройку человек сто из нашего колледжа, - говорит прораб ТОО «Норд-Холдинг» Александр Калапов, - так от них больше вреда, чем пользы. Ходят балдеют, одно баловство. Да что скрывать, даже мастера ни схемы читать не умеют, ни ригель от прогона отличить - самое элементарное на строительстве.

По словам Калапова, сейчас толком и на бригадиров нельзя положиться. Прораб им должен и схемы расшифровать, и научить кирпич класть, еще и проконтролировать весь процесс.

Вот и трудятся у Калапова с десяток умелых гастарбайтеров из Украины.

- У вас тут строить некому, - охотно делится самый молодой из «экспортной» бригады, 20-летний Василий МАРГИТИЧ. - А я, несмотря на то, что специального образования не имею, уже могу «под ключ» строить, потому что долгое время на стройках был и всему научился.

Остальные украинские спецы постарше. Говорят, дома и в Москве, и в Чехии возводили. Калапов тоже считает, что пока наши студенты не начнут непосредственно на стройках учиться мастерству выкладывания кирпичей и чтению чертежей, толку от них не будет.

А как же тогда уверения педагогов насчет того, что проблем с практикой - никаких?

Вернуться к советскому опыту

В департаменте образования считают, что два учебных среднеспециальных заведения в состоянии подготовить необходимое для области количество специалистов.

- Не стоит забывать, что помимо колледжей, есть профессиональные школы и вузы, которые также ведут подготовку по строительным специальностям. Первые - по рабочим, вторые - по инженерным, - сказал заместитель директора департамента образования Юрий КОГАЙ.- Вообще, мы отвечаем за государственный заказ. Формируем его на основании результатов мониторинга, который ежегодно проводит департамент координации занятости и социальных программ. В этом году за счет бюджета в Костанайском строительном колледже будет учиться 150 человек. В прошлом году бюджетных мест было выделено 200.

Оба колледжа в Костанае и Лисаковске, занимающиеся подготовкой будущих строителей, государственные. По словам Когая, частным колледжам готовить строителей невыгодно. Почему? Ответ очевиден. Для одного нужна серьезная материально-техническая база, оборудование, расходные материалы, опять же практику надо обеспечивать, для другого... Колледжам, которые нацелены только на прибыль, нести такие затраты невыгодно.

В самих учебных заведениях считают, что принять участие в решении проблемы должна, в первую очередь, заинтересованная сторона - строительные организации.

 - Ни одна из строительных фирм области палец о палец не ударила, чтобы хоть как-то исправить ситуацию, - сказал Серикбай Кадыров. - В советское время крупные строительные тресты направляли на обучение молодежь. По окончании обучения они возвращались работать в эти организации. Почему строительным фирмам не начать взращивать для себя специалистов? Пусть они оплачивают обучение нескольким ребятам, а после колледжа принимают их на работу.

Кстати, насчет того, что ни одна строительная фирма не думает о кадровой проблеме. Одно из старейших и лучших в области строительных предприятий, ТОО «Рудный Соколоврудстрой», как раз решая проблему нехватки специалистов, открыло недавно свой учебный комбинат. Уже подготовило для себя 60 рабочих. А когда-то в Рудном было 4 строительных училища, которые выпускали ежегодно около 200 человек. И все они были востребованы.

Упор на профшколы

Между тем согласно стратегическому прогнозу департамента координации занятости и социальных программ на 2008-2010 годы на рынке труда будут особенно востребованы специалисты именно с рабочей квалификацией. Это уже стало тенденцией.

 - В этом году мы опросили 110 строительных организаций. И выяснили, что им, в первую очередь, нужны хорошие каменщики, плиточники, газоэлектросварщики, - сообщила «НГ» заместитель директора департамента координации занятости и социальных программ Нагима БИЖАНОВА.

Дефицит же рабочих рук на стройках специалисты департамента связывают все-таки с тем, что подготовка кадров в колледжах, профтехшколах, вузах не успевает за потребностями рынка.

Кстати, по данным департамента координации занятости и социальных программ, за три года количество строительных профтехшкол увеличилось с 7 до 14. А надо бы еще больше. Хотя ясно, что сам по себе количественный рост не даст притока грамотных рабочих. Школы должны иметь современную обучающую базу, и что не менее важно - штат квалифицированных преподавателей.

Проблему с нехваткой таких педкадров намерены решать на правительственном уровне. Сейчас правительство РК готовит программу «Развитие профессионального технического образования».