Нацфонд - в народный!

Петр СВОИК

По самым свежим отчетным данным, в валовых международных резервах Нацбанка набралось $21 759,4 млн., а в активах Национального фонда - $17 463 млн. (на начало этого года было $14 092 млн.). Итого, как раз где-то к парламентским выборам на каждого казахстанца будет приходиться уже по $3000 национальных (в смысле - казахстанских) валютных (в смысле - не в нашей валюте) резервов. При этом на вопросы, так что же, все-таки, резервируют эти резервы, каков должен быть необходимый и достаточный их уровень, и что с ними надо делать, если этот уровень уже достигнут - вразумительных ответов (да и ответов вообще) нет.

Ну, если брать золотовалютные резервы самого Нацбанка, то их смысл - сглаживать колебания спроса-предложения на внутреннем валютном рынке. Причем Нацбанк преимущественно не продает, а скупает доллары, и все последние годы - по нарастающей. Но если даже допустить, что тенденция перевернется на 180 градусов, то и тогда для поддержания курса тенге и национального платежного баланса, причем - в течение целого «плохого» года, Национальному банку будет достаточно порядка $10 млрд. ЗВР, остальное - «лишний груз».

Что же касается Национального фонда, то вопрос о его размерах и целях тем более затуманен. Более того, сама его необходимость - тоже под вопросом. Да, во второй половине прошлого столетия несколько нефтедобывающих государств, причем как развитых (Норвегия, провинция Альберта в Канаде, штат Аляска в США...), так и далеких от демократических традиций (Саудовская Аравия, Оман, Кувейт...) создавали такие фонды. А многие другие не создавали, и ничего. Причем и опыт тех, кто фонды создавал, он очень и очень неоднозначен. Поэтому ссылки типа «так во всем мире» - они от лукавого. В мире все по-разному, и каждый случай - сам по себе.

Вот, например, Россия, с которой у нас полный набор самых разных параллелей, включая экономику вообще и ее экспортно-сырьевую составляющую, в частности. Там тоже имеется аналог нашего Национального (нефтяного) фонда, и он тоже разбит на две части: стабилизационную (это на случай падения сырьевых цен) и - накопительную. Но Россия, создав свой фонд позже нашего, и относительно медленнее его заполняя, продвинулась дальше в другом: президент Путин объявил вторую часть «Фондом развития будущих поколений», и правительство приступило к использованию этих средств в соответствующих программах.

У нас же... копится и... копится и... всё. Отвлечемся: с началом рыночных реформ среди не только нарождающихся бизнесменов, но и самих государственных руководителей пошла гулять такая штампованная истина: «государство - плохой собственник». Что ж, если это о нашего типа государствах, то - правильно. Как, впрочем, мы все (на практике) убедились, что и как менеджер-управляющий наше государство - тоже так себе. Но кто, в таком случае, решил, что в роли «накопителя» наше государство хоть чем-нибудь лучше?!

Это я к тому, что если уж деньги накапливать, то наиболее сохранными они будут в руках... самого населения. А вот как - это отдельный вопрос.

Окончание следует