Съесть юбиляра и освежиться

Настоящее мороженое очень полезно: детей, которые не любят молоко, лакомство обеспечит кальцием и белком

По материалам aif.ru, oede.by

Но поиск мороженого без консервантов - дело безнадежное

Самому знаменитому на свете десерту исполнилось 220 лет! И хотя мороженое было известно гораздо раньше, именно 10 июня 1791 года в США его начали продавать массово. А некоторые историки исчисляют возраст мороженого примерно 5 тысячами  лет. Впечатляет. Вопрос у потребителя только один: что привнес пищевой прогресс в любимое лакомство. И как выбрать не только вкусное, но и не вредное.

Сначала читай, потом глотай!

Медики называют мороженое полезным продуктом. Например, если ребенок не пьет молоко, порция сделанного из него десерта может частично закрыть потребность в кальции - этот элемент нужен для здоровья зубов, крепких костей и красивых волос. Кроме того, мороженое - это источник витаминов группы В и аминокислот для строения наших клеток и формирования упругой мускулатуры. Одна из таких белковых частичек L-триптофан не только участвует в обменных процессах и «делает» мышцы, но и стимулирует выработку серотонина, который называют «гормоном счастья». Вот почему люди, регулярно употребляющие мороженое, реже страдают от стрессов, депрессий и бессонницы.

Но все эти достоинства касаются мороженого, сделанного из настоящих молока или сливок. Однако на рынке сегодня представлено много десертов из растительных жиров, в которых вместо даров буренки использовано кокосовое масло. Понять, какое перед тобой мороженое, невозможно - «внешность» и консистенция у них абсолютно одинаковы, поэтому единственный выход узнать, что же ты хочешь съесть на самом деле, - прочитать информацию на этикетке. Обратить внимание надо на одну основную вещь: если стоит знак ГОСТа - значит, перед тобой молочное лакомство, если написано «ТУ» - десерт может быть молочно-растительным или чисто растительным. Новый российский ГОСТ вышел в 2004 году, практически его повторяют национальные или государственные стандарты Белоруссии, Украины, Казахстана. Гостированное мороженое делится на три вида.

Молочное. Оно может быть нежирным (1-2%), классическим (2,5-4%) и жирным (4,5-6%). В среднем 100-граммовый стаканчик тянет на 133 ккал.

Сливочное. Жирность - от 8 до 10%, оно бывает только классическим. В среднем калорийность одной порции  - 185-200 ккал.

Пломбир. Это самое жирное мороженое из молока и сливок. Классический пломбир содержит 12-15%, жирный - 15,5-20%. Если последний еще «нафаршировать» разными сладкими вкусностями, одна его порция может подарить тебе сразу 400 ккал (столько же можно получить с полноценным обедом).

То есть на упаковке настоящего российского мороженого должны быть слова «пломбир», «молочное» или «сливочное» - без каких-либо уточняющих приписок! Читать внимательно надо не только лицевую сторону этикетки: зачастую производители пишут крупными буквами слово «пломбир», а мелкими, с тыльной стороны, - «сливочно-растительный», указывают в составе растительные жиры.

Добавок не избежать

Растительный жир сам по себе не вреден. Мороженое с ним менее вкусное - это да. Но зато в нем меньше холестерина и калорий. Однако есть еще одно «но»: чтобы придать мороженому, основой которого становится кокосовое масло, пломбирную консистенцию, приходится использовать больше пищевых добавок - стабилизаторов, эмульгаторов.

Впрочем, поиск мороженого без консервантов - дело безнадежное. В изготовленном промышленным способом лакомстве обязательно присутствуют стабилизаторы, без них мороженое будет таять и терять форму. Вторые по частоте употребления добавки в ледяные десерты - ароматизаторы, усилители вкуса, красители. А вот выбрать мороженое, где этого добра поменьше, потребитель вполне может.

Не соблазняйтесь мороженым яркого цвета с сильным ароматом. Это же не парфюм.

Хорошо, если в составе продукта (не на этикетке большими буквами, а именно в составе) значатся клубника, орехи, сгущенка, а не «ароматизатор клубничный», «аромадобавка - сгущенное молоко», «ароматизатор ореховый».

Натуральный сок не морозят

Особняком в мороженом ряду стоят такие десерты, как фруктовые щербеты и замороженный лед. Молочного или растительного жира в них всего около 0,5%, поэтому они столь популярны у тех, кто следит за фигурой и считает каждую калорию. Щербеты отличаются от льда способом приготовления. Для первых фруктовый или ягодный нектар взбивают, насыщают кислородом и замораживают, а вторые резко охлаждают. Поэтому щербеты получаются воздушными и мягкими, а лед твердым.

Чтобы узнать, какой сок заморозил производитель, читай этикетку и смотри на цену десерта. Если в лед превратили воду из-под крана, которую искусственно подкрасили и снабдили запахом ананаса, десерт будет стоить 5-10 руб. Если в списке ингредиентов значатся пюре, нектар или концентрат фруктов, такой десерт будет стоить дороже. К сожалению, 100%-й свежевыжатый сок ни в России, ни в Казахстане не замораживают. Слишком дорого. К тому же он быстро портится, в то время как основная масса отечественных мороженых-десертов хранится от 6 месяцев до года. Кстати, будьте бдительны со сроком годности: летом обычно продают мороженое, которое сделали зимой и хранили в заводских морозилках в ожидании жаркой поры.

Нужны очки и лупа

Это для того, чтобы разглядеть информацию на этикетках мороженого. Производители самое важное пишут так мелко, что ничего не разберешь. Кстати, из того, что имеется в костанайских магазинах, самый крупный шрифт - на брикетированном мороженом от ДЕПа. Есть только одно неудобство - дата производства на нем выдавливается на линии заделки упаковки, а она слегка гофрирована. Цифры толком не разглядишь и не прощупаешь. Еще одно неудобство - когда дата производства прикрыта полосой упаковки, чтобы разглядеть, надо приклеенные части полосы отклеить. Продавцы бывают очень недовольны. Пример - мороженое «Магнат» от ОАО «Инмарко». Кстати, это не самое дешевое мороженое содержит кокосовое масло, изготовлено оно по ТУ.

Фото www.photos.ru