«Шумим, братец, шумим!»

«Я много слышал о том, как бороться, но так и не нашел ответов о том, что реально делать»

Юрий БОНДАРЕНКО

Конец года выдался и вправду «шумным». В Жанаозене - «шум» с кровью. В России - с карнавальными нотками. О Жанаозене именно потому, что там пролилась кровь, я не стал бы поспешно философствовать: слишком уж легко, сделав умный вид, рассуждать о том, на что в первую очередь должны ответить следователи. Но вот российский «карнавал» позволяет кое о чем поразмышлять: ведь и у нас выборы не за горами, а внутренних проблем - хоть отбавляй. Это, конечно, не значит, что и мы должны обязательно ожидать многотысячные митинги, но призадуматься есть над чем.

Первая проблема - это несовпадение лозунгов, настроений и интересов. Весь этот многоголосый шум вокруг подсчета голосов напоминает мне старинную китайскую притчу о царе обезьян, который, ощущая продовольственный дефицит, как-то заявил своим подданным: «Народ мой! Отныне вы будете получать фиксированные пайки: утром по два банана, вечером - по четыре!». Вдохновляемые своей оппозицией обезьяны возмущенно загудели: «Хотим утром по четыре!». Царь же ответил: «Воля народа для меня - закон. Будет вам утром по четыре банана, а вечером - по два».   И все разошлись,довольные друг другом. А число бананов-то не изменилось. Точно так же - что принципиально могло измениться, если бы один креслолюбец заменил другого? Мне довелось слушать немало оппозиционных голосов в прямом российском телеэфире, я много слышал о том, как бороться, но так и не нашел вразумительных ответов о том, что реально делать.

То же и с президентскими выборами. Да, в пику власти можно голосовать хоть за Лимонова, хоть за Крокодила Гену, но собственно главой государства (а не движущимся манекеном) может быть лишь тот, за кем стоят достаточно организованные силы и кто тонко чувствует логику Истории. Еще Наполеон заметил: чем крупнее исторический деятель, тем больше он зависит от событий и обстоятельств. Мало того, история со времен Платона вплоть до 1917 и 1991 годов многократно показывала, что карнавалы либо буйство толпы (или и то и иное вместе), как правило, сменяются жестким диктатом.

Так что же из этого следует? Что люди сами не знают, чего хотят, и просто с жиру бесятся? Что ж, чего-то мы всегда не знаем, в том числе и когда речь идет о нас самих. Но что-то же и знаем, а голоса избирателей, бюллетени - это, скорее, предлог для выплескивания недовольства краснобайством, ножницами между словом и делом, капиталом, беззастенчиво вывозимым за границу, реформами в образовании, нередко напоминающими пляску пьяного слона в посудной лавке. Это с одной стороны. И с другой - условия труда и быта интеллигенции, когда, к примеру, час работы молодого и при этом  «остепененного» преподавателя одного из всемирно известных московских вузов оценивается ниже, чем проезд на эту самую работу, а требуемый медицинский осмотр пройти почти физически невозможно из-за нехватки врачей, и не где-то, а в самой столице! А кто-то при этом покупает собственность в США и команду в Монако. И подобных нестыковок - пруд пруди! Вот где собаке-ищейке стоило бы всерьез порыться. А не только там, где считают бюллетени.