Бесплатный сыр в китайской мышеловке

Логистика этого экспорта выглядит нелогичной   

Опубликовал в прошлом номере «НГ» колонку о том, чем на деле оборачивается попытка Казахстана пробить новый рынок сбыта для своего зерна. Материал вышел на полосе мнений. Там с аргументацией фактов не разбежишься. А стоило бы. Все-таки китайское направление позиционируется как глобально перспективное для нашего агросектора. «Купят столько, сколько сможем продать», - это осенью звучало так обнадеживающе.

«Непредъявление груза»

А в  феврале казахстанские железнодорожники направили факсограммы крупным зерновым компаниям, Зерновому союзу Казахстана. В ней говорится: «По состоянию на 10 февраля грузоотправителями заявлена перевозка более 900 тыс. тонн зерна, из них на экспорт - 730 тыс. тонн (395 вагонов среднесуточной погрузки). Погружено всего 150,2 тыс. тонн, в том числе на экспорт 85,5 тыс. тонн. Основная причина недогруза - непредъявление груза... В пределах ж/д  Казахстана в среднем в сутки находятся 4100 - 4200 зерновозов рабочего парка - достаточно для удовлетворения погрузки зерна заявленных объемов. В целях выполнения экспортного плана погрузки зерна просим организовать погрузку утвержденных объемов и сообщить о принятых мерах».

Железнодорожников понять можно: пятый месяц ждут предъявления заявленного груза и несут реальные финансовые потери. Их несут и «непредъявители груза»: на элеваторах щелкают счетчики платы за хранение. Те, кто держит урожай в амбарах и приспособленных складах, без радости ждут весеннего тепла, которое даст старт бурному размножению долгоносиков, точильщиков и прочих вредителей. Кстати, не в последнюю очередь на этом базировались внутриказахстанские прогнозы о том, что к весне экспорт оживет. С жучком-то точно зерно к погрузке не предъявишь.

Между тем настала пора активной подготовки к новой посевной и, чем черт не шутит, к новому рекордному урожаю. Но активного движения уже накопленных зерновых запасов не наблюдается.

Сегодня ясно, что Китай мы явно неправильно поняли. И в смысле количества зерна, которое он готов купить, и в смысле цены пшеницы, приобретаемой им для своего потребления. И условия транзита, которые китайские железнодорожники берутся обеспечить для транспортировки хлеба в страны Юго-Восточной Азии, далеко не льготные.

Китайский счетчик

Знакомый трейдер, имеющий лицензию на экспорт зерна и муки, снабдил информацией о тарифах по транспортировке тонны пшеницы в Поднебесную и далее. У двух государств разная ширина железнодорожной колеи - без перевалки груза на границе не обойтись. Но для начала его туда нужно доставить. Китайская сторона оперирует 20 и 40-футовыми морскими контейнерами вместимостью 21 и 24 тонны зерна соответственно. Учитывается в тарифах и собственный вес контейнеров: в итоге получается 24 и 30 тонн. Не будем утомлять читателя цифирью: расценки размещены на сайте АО «НК «КТЖ».

Скажем лишь, что дешевле всего получается довезти пшеницу из Костаная до пограничного перехода Достык - Алашанькоу крытыми вагонами в мешках - тонна обойдется в 2893,48 тенге. В три с лишним раза дешевле, чем 40-футовым контейнером. Но... требуется перегруз. Железнодорожники предлагают два варианта. В каждом из них задействована смена в 50 - 60 грузчиков. Работа ручная и оценивается в 130587,5 тенге за вагон. Разделите эту цифру на 64 тонны, которые вмещает вагон, и смело плюсуйте результат к тарифу. Получается дешевле контейнера, но уже в 2 раза.

А дальше включается китайский счетчик. Экспресс-тариф за 8 км от станции Достык до станции Алашанькоу з $16,8. А далее - от расстояния. До ворот в Юго-Восточную Азию,  китайского порта Ляньюнган, 4237 км или $67,4. В целом комбинированное удовольствие - крытый вагон с перегрузом в контейнер - для костанайского трейдера обойдется почти в сотню «зеленых» за перевезенную по транзитному коридору тонну пшеницы. 40-футовым контейнером - $123.

Удивительное совпадение - именно по такой цене Продкорпорация закупила зерно прошлогоднего урожая, которое теперь горит желанием продать. Какую цену должен заплатить покупатель, чтобы наши купцы получили маржу?

На внутреннем рынке Китай поддерживает своих производителей продовольственной пшеницы 235 долларами за тонну. От нас ему требуется зерно с клейковиной не ниже 28 процентов.  Для улучшения хлебопекарных качеств собственного зерна. Больших объемов для этого не требуется. Поддерживать хорошей ценой аграриев другого государства нелогично - Китай сам экспортирует зерно и заинтересован в рынках его сбыта.

Сегодня в планах  наших аграрных стратегов строительство на границе с южным соседом зернового терминала с годовой пропускной мощностью около 1 млн тонн. Предполагается, что терминал начнет действовать к концу 2013 года. Безусловно, это удешевит перевозки. Вопрос в другом: будет ли он нам нужен через три года?

Информация к размышлению

Ее разместило на своем сайте российское информационное агентство «Агрофакт». Имеется в виду статья в главной газете Китая «Женьминь жибао» от 8 марта 2008 года. Озаглавлена непритязательно: «Какую роль играет Китай в мировом производстве зерновых?». На этот вопрос отвечает сотрудник НИИ при государственном управлении продовольствия Дин Шэнцзюнь. Поводом для публикации послужила статья в британском журнале «Экономист», в которой, по сути, Поднебесная обвиняется в провоцировании резкого роста цен на продовольствие и, в частности, на зерно.

Всякий раз, когда происходят колебания и повышение цен на рынке зерновых, пишет Дин Шенцзюнь, распространяется теория «китайской продовольственной угрозы». Полтора десятка лет назад эти же теоретики задавались вопросом: «Кто должен кормить Китай?». Теперь заговорили по-новому: импортные закупки продовольствия Китаем в большом объеме вызвали резкий скачок мировых цен на зерновые.  «Мы можем с ответственностью заявить всему миру, что Китай не только не является виновником в резком росте мировых цен на зерно, более того, он представляет важный фактор для их стабилизации. Последние годы наблюдается положительный рост сборов зерна, баланс между предложением и спросом, увеличение запасов. Доля запасов в годовом потреблении зерна превышает 35%, что в 2 раза больше нормы FAO - Продовольственной организации ООН. Коэффициент самообеспеченности зерном превышает 95%. Объем импорта зерновых, за исключением соевых бобов, уменьшается, а экспорт растет. Так, в 2007 году экспортировано зерна 9,15 млн тонн, а импортировано 1,45 млн т. В основном пшеницы высокого качества для улучшения хлебопекарных свойств отечественной пшеницы».

Завершается статья абзацем, на мой взгляд, в истинно китайском стиле: «Китаю следует постоянно бить тревогу по поводу проблемы продовольственной безопасности, нельзя ослаблять бдительность, необходимо предпринимать меры для эффективного увеличения производственной мощи аграрного сектора, чтобы достичь дальнейшего положительного стабильного роста валового сбора зерна на основе 500 млн тонн».

Необходимо пояснить: «зерно» в Китае включает, прежде всего, рис, потом пшеницу, кукурузу и проч. 500 - планка, ниже которой производство зерна не должно опускаться. Рост сбора зерна в Китае начался с 2004 года, когда собрали 469,5 млн тонн - на 9% больше, чем в году предыдущем. Три года назад - 501,5 млн т. В году минувшем - почти на 30 млн тонн больше.

Статья в «Женьминь жибао» опубликована на пике взлета цен на зерно, сегодня ситуация противоположная:  цены провалились и FAO  прогнозирует дальнейшее падение. Сегодня только на элеваторах Костанайской области скопилось столько зерна, закупленного Продкорпорацией, что при нынешних темпах продаж негде будет хранить новый урожай...

Так что с учетом всего вышеизложенного приходится согласиться с одним из комментаторов этой темы на сайте «НГ» -  наши движения в китайском направлении «смахивают на отмазку, которую нужно было найти во время шумихи».

Рисунок Батырбека ДЖУЗБАЕВА