Батыр Отей и его сын Бекбаулы би

Асия АЙТЕНОВА, научный сотрудник областного историко-краеведческого музея

Наши земляки прославились на западе и юге Казахстана храбростью и щедростью

Одной из ярких личностей, сыгравших большую роль в истории не только своего края, но и всего Казахстана, является Отей батыр (приблизительно 1714-1749 гг.) из рода аргын (ветвь младший аргын), героически сражавшийся против калмыков за независимость родной земли.

На помощь Младшему жузу

Его род издавна кочевал в бассейнах рек Торгай и Тобол. Согласно устным источникам, Отей батыр воевал с волжскими калмыками (являлись частью джунгар - авт.) на территории Младшего жуза (то есть западного Казахстана), в одном из сражений был смертельно ранен и умер в возрасте 35 лет.

Мавзолей Бокен би на кладбище Отея

Когда калмыки в ходе наступления на казахские земли захватили территории до реки Ойыл, пришедший на помощь ополченцам Младшего жуза отряд из Среднего жуза воглавлял Отей батыр, который собрал джигитов в родных кочевьях. По другим источникам, Отей совершил военный поход со своих кочевий на запад - на помощь своим соотечественникам, кочевавшим в бассейне реки Жайык (Урал), чтобы освободить их от калмыков. Как утверждали аксакалы, Отея отправил на помощь казахам Младшего жуза Шакшак батыр.

В ходе ожесточенного сражения казахи во главе с Отеем начали теснить калмыков. Те решили убить командира казахского отряда, смело врывавшегося в ряды калмыцкого войска. Улучив подходящий момент, один из воинов противника вонзил копье в незащищенный от ударов затылок Отея. Сарбаз Отей батыра убил калмыцкого воина, отомстив за смерть своего командира. По рассказам тех же аксакалов, когда Отей батыр был убит в том сражении, то одновременно был тяжело ранен и командующий отрядами Младшего жуза Тайлак Бекежанулы.

После смерти командира воины похоронили его в той же местности и оставили на надгробии надпись с именем и названием его рода. Затем, после победы над калмыками, бии и батыры Младшего жуза поставили в честь батыра из Среднего жуза надгробный камень за его подвиги в борьбе с калмыками, но по прошествии лет могила была затеряна. Только в 2007 году могила Отея была найдена, а в 2008 году потомки батыра воздвигли надгробный камень из красного гранита с надписью «от благодарных потомков его сыновей».

Аналогичный надгробный камень поставили на его исторической родине - в селении Кызбел Жангельдинского района Костанайской области (бывшая Торгайская область). Могила Отей батыра находится в местности Карабау (Кызылкогинский район Атырауской области), а его кладбище получило в народе название «Өтей қорымы - могила Отея».

Известный би Младшего жуза Есентемир Бокен перед смертью говорил, что долг всех казахов помнить о славном своем предке, и завещал потомкам, чтобы его похоронили рядом с могилой Отей батыра, что свидетельствует о признании потомками его заслуг перед народом, особенно перед родами Младшего жуза.

Потомки Отей батыра

Из шестерых его сыновей наиболее известен Бекбаулы би, который был соратником и сподвижником Жаныбек батыра и вместе с другими батырами участвовал в изгнании последних осколков волжских калмыков, возвращавшихся через казахские земли на свои прежние кочевья в Джунгарии.

Памятник от потомков на месте гибели Атырауская область в местности Кызылкога

По казахским шежире, Бекбаулы Отейулы долгие годы проживал на берегу реки Шыршык, протекающей по территории южного Казахстана и Узбекистана. Среди населения сохранилось много рассказов не только об отваге Бекбаулы би, но и его несметных богатствах. До сих пор один из переходов через Шыршык называется «переходом Бекбаулы», так как его скот в этом месте якобы растягивался во время переправы на несколько километров и не было видно ни начала ни конца.

Бекбаулы би прославился щедростью и благотворительностью. Он бесплатно раздавал каждому из детей своих наемных работников (консы), прошедших мусульманский обряд обрезания, по молодому коню (тай), а по достижении ими 13-летнего возрастаустраивал для них той и давал благословение.

Бекбаулы Отейулы известен был своему народу и как справедливый би. Как-то к нему пришел один из храбрых батыров, поймавший вора, укравшего его любимого коня. И Бекбаулы би якобы сказал, обращаясь к вору: «Быстрый конь защищает своего хозяина-батыра, а батыр защищает свой народ, ты же лишил батыра не только его крыльев - коня, а чуть было не лишил народ своего защитника-батыра. Поэтому выплатишь кун (компенсацию) потерпевшему за украденного коня, а если украдешь повторно, будешь изгнан из страны на черном осле и убит, как преступник». Все собравшиеся на суд люди были довольны суровым, но справедливым наказанием.

Памятник от потомков на исторической родине в Кызбеле

Источники свидетельствуют, что Бекбаулы би приучал казахов-кочевников к земледелию, в особенности поливному. Он был известен и как предприниматель, вывозивший на рынки Самарканда и Ташкента лошадей и овец. Купленные там различные ткани, сладости, фрукты и другие продукты питания он не только сам потреблял, но и бесплатно раздавал сородичам. О его богатствах ходили легенды. Как-то Бекбаулы би во время торговых сделок на рынке Самарканда увидел на прилавке очень дорогую ткань. Продавец, увидев его взгляд, ухмыльнулся и с высокомерием сказал: «Этот товар не для казахов, его одевают только ханы». Разгневанный словами, которые задевали не только его самолюбие, но и всех казахов, Бекбаулы би полностью выкупил дорогой товар. Увидев погруженный на лошадей товар, торговец не знал, что сказать от сожаления. Как утверждают источники, по приезде в родные кочевья Бекбаулы би одел в одежду из дорогой ткани всех уважаемых аксакалов своего аула.

Большое внимание Бекбаулы би уделял образованию и знаниям детей. Для обучения детей грамоте и знаниям приглашал из Самарканда и Бухары грамотных людей, учителей, а наиболее способных учеников отправлял на учебу в эти города.

Бекбаулы би Отейулы похоронен в Туркестане, в некрополе мавзолея Кожа-Ахмета Яссауи (по некоторым источникам - в мавзолее).

Занимавшие земли между реками Торгай и Тобол потомки Отей батыра от его шести сыновей составили род Отей по имени своего предка. По сведениям Оренбургского генерал-губернаторства, число потомков Отей батыра от его шести сыновей по мужской линии в 1843 году составило 2 588 человек. Второй подсчет рода Отей проводил казахский просветитель Ы. Алтынсарин в 1869 году.

Род Отей до революции проживал в четырех волостях Торгайского уезда (Каракога, Сарыкопа, Наурызым и Караторгай), в летнее время кочевал до лесов Аманкарағая. Их всех возглавлял Кадырбай Байгозин, дед Сейдазима Кадырбаева, одного из видных деятелей партии «Алаш» и Алашорды.

Найденный кулпытас Отей батыра

Впоследствии в результате голода, репрессий и послевоенных трудностей род Отей оказался разбросанным по территории Костанайской области и всего Казахстана.

Сегодня имена Отей батыра и Бекбаулы би Отейулы недостаточно известны своему народу прежде всего молодому поколению, нашим землякам - костанайцам, так как о них написано еще очень мало из-за отсутствия источников. Задача ближайших лет - найти и исследовать архивные и другие письменные и устные источники о них и их известных потомках, таких как Кушик би, Толтан би, Агытай би и других, занимавших должности волостных управителей и, в частности, управителей Майкаринской волости Торгайского уезда.

Имена наших знаменитых земляков Отей батыра и Бекбаулы би Отейулы, сыгравших большую роль в истории не только края, но и Казахстана, не вошли в сакральную карту Костанайской области по государственной программе «Рухани жангыру» - по той причине, что они захоронены не на территории нашей области. Несмотря на то, что они, являясь нашими земляками, защищали нашу землю от врага, сыграли большую роль в развитии культуры и просвещении народа. Поэтому считаю, что следует включить их имена в указанную сакральную карту области, чтобы увековечить их имена для наших потомков.

Фото из личного архива