Сможет ли ОСИ заменить КСК?

Морис КИМ, гражданский активист

Очередную жилищную реформу нужно провести так, чтобы не получилось как всегда

 В Казахстане пытаются реанимировать реформу сферы ЖКХ, начатую много лет назад. Акцент делается на ликвидацию кооперативов собственников квартир и создание вместо них объединений собственников имущества (ОСИ). По замыслу реформаторов, это позволит накопить средства на капитальный ремонт многоквартирных домов, а также устранить негативные процессы, которые имели место в кооперативах, реализовать все ранее поставленные, но невыполненные задачи и, в частности, по искоренению мошенничества, воровства и коррупции в КСК. Но смогут ли ОСИ выполнить и оправдать эти ожидания?

 Чего нет в уставе?

Изучение нового типового устава ОСИ, разработанного министерством индустрии и инфраструктурного развития, вызвало у меня серьезные сомнения в перспективах успешного функционирования этой организации. Обращает на себя внимание отсутствие таких актуальных основополагающих разделов (глав), как «Права и обязанности участников ОСИ», «Первичные (цеховые) организации ОСИ», «Защита прав и интересов собственников квартир и профилактика правонарушений», «Материальное стимулирование работы общественного актива», «Организация выборов и ротация общественных кадров», «Сбор взносов на текущий и сберегательный счета ОСИ», «Участие в выполнении государственных задач».

 Морис Ким: «Это масштабный эксперимент, который проводится без контрольных групп» / Фото из архива «НГ»

Но, к сожалению, на этом недостатки не заканчиваются. Обращает на себя внимание обезглавленный совет дома, в котором по всем канонам должен быть руководитель. Нельзя не заметить совершенно обособленную фигуру председателя объединения с громадным количеством обязанностей. Для выполнения такого количества функций требуется создание специального административного аппарата. Но об этом в уставе ни слова. Нет раздела о правах председателя объединения. Это можно понимать, как полное отсутствие у него полномочий или, наоборот, как предоставление неограниченных полномочий. Уставом не предусматривается должность заместителя председателя ОСИ. По-видимому, разработчики этого документа надеются на крепкое здоровье и работоспособность руководителя объединения, забывая при этом о Трудовом кодексе.

Не прописана конкретно и четко фигура, которая бы выполняла функции главного распорядителя финансовых средств ОСИ. Не нашло своего места положение о принципах и механизмах взаимодействия совета дома, председателя ОСИ и ревизионной комиссии, а функции ревкомиссии обозначены неконкретно и не в полном объеме. Не нашел я ни одного слова об ответственности за невыполнение функциональных обязанностей и за принятые решения.

Затрагивая вопрос об имуществе ОСИ, разработчики типового устава старательно обходят молчанием имущество кооперативов, которое по праву должно быть передано создаваемой организации. Неужели там, наверху, думают, что целое поколение людей, затратив немалые усилия и деньги на создание кооперативов, должно забыть про это и как ни в чем не бывало, в нарушение действующего законодательства РК приступить к созданию новой организации?!

 И, наконец, последнее. В уставе я не нашел таких слов, как «развитие», «совершенствование». По всей видимости, разработчики этого документа видят ОСИ в неизменном, застывшем виде, как какой-то исторический памятник и не верят в успех дела, которым занимаются. В целом устав производит удручающее впечатление. Даже не верится, что в недрах правительства могут появляться такие низкопробные произведения!

 О создании условий для ОСИ

Скоро исполнится год, как был дан старт очередной попытке реформирования жилищных отношений. Что мы имеем на сегодня? Послание президента РК Токаева о поэтапной модернизации жилищных отношений, несколько дополнений и поправок в Закон РК «О жилищных отношениях», устав ОСИ и, наконец, немногочисленная группа ОСИ, одиноко маячащая на горизонте. Можно ли сказать, что созданы все необходимые условия для создания ОСИ, что пошел массовый процесс и он приобрел устойчивый необратимый характер?

На мой взгляд, прежде чем приступать к созданию ОСИ, надо сделать его более привлекательным, чем кооперативы, надо создать инструменты и механизмы, которые бы продвигали реформу, и условия, которые бы обеспечивали постоянное, эффективное и устойчивое функционирование новорожденного организма. Без создания соответствующих условий новорожденный, скорее всего, погибнет. А это не должно случиться!

Судя по тому, что само государство инициирует и организует реформу, ОСИ - это не рядовая организация. Видимо, жилищные отношения играют особо важную роль в жизни нашего общества. И забывать об этом нельзя! В противном случае реформирование будет смахивать на бартерный обмен «шила» на «мыло», в результате которого все проиграют и никто не выиграет.

Создание соответствующих условий для обеспечения нормальной жизнедеятельности ОСИ - это не прихоть, а необходимость, вызванная наличием очень серьезных проблем. Говоря об этом, я имеею в виду такие проблемы:

а) несогласие значительной части жильцов с ликвидацией КСК и созданием ОСИ, и одновременно с этим отсутствие целенаправленной, аргументированной агитационно-пропагандисткой работы;

б) сильная занятость, пассивность и безразличие многих жильцов, острый дефицит желающих работать в системе ОСИ, с одной стороны и, с другой стороны, отсутствие достойных материальных и моральных стимулов для повышения заинтересованности и привлечения наиболее подготовленных людей для работы в органах самоуправления ОСИ;

в) нарушение привычной обкатанной схемы взаимодействия при переходе из обслуживающей организации на самообслуживание, отсутствие своего помещения, своего оборудования, штатного кассира и диспетчера, постоянно находящихся на рабочем месте, а также существенное возрастание размера обязательных платежей за счет внесения взносов на сберегательный счет для капитального ремонта имущества ОСИ и, как следствие этого, появление реальной угрозы резкого уменьшения взносов. Последнее обстоятельство вызывает особую тревогу. Несмотря на длительный период внедрения сберегательных счетов в практику работы кооперативов, положение не изменилось. Ни один сберегательный счет за это время не был открыт! Эту работу не смогли выполнить даже кооперативы с их опытом работы, с их кадрами и многими другими потенциальными возможностями. Теперь выполнение этой задачи возлагается на ОСИ. Смогут ли они сделать то, что не смогли сделать кооперативы?

 Как решать эти проблемы?

Силами отдельных общественных активистов их не решить. Только заинтересованное участие государства позволит создать жизнеспособную и полезную для общества организацию. Необходимо в первую очередь, пока не поздно, переработать типовой устав ОСИ. Можно создать при Правительстве РК группу разработчиков, включив в ее состав активистов, имеющих опыт работы в общедомовых органах самоуправления, или объявить республиканский конкурс на разработку устава.

Во-вторых, надо разработать и утвердить другие подзаконные акты, принять соответствующие решения в центральных и местных органах власти. При этом особое внимание должно быть уделено вопросам материального и морального стимулирования активистов, работающих в системе самоуправления ОСИ. Целесообразно и вполне возможно учреждение специальных премий и госнаград за активную общественную работу и вклад в реформирование ЖКХ; включение стажа работы в ОСИ в общий трудовой стаж; предоставление льгот по налогообложению заработной платы по месту основной работы и в ОСИ; предоставление льгот по оплате коммунальных услуг.

В-третьих, при проведении органами самоуправления ОСИ мероприятий важного государственного значения нужно разрешить местным органам власти финансирование этих мероприятий.

В-четвертых, рекомендовать местным органам власти систематически стимулировать и регулярно принимать участие в накоплении денежных средств на сберегательных счетах ОСИ. С этой целью разрешить акиматам ежемесячно, в установленные сроки, перечислять на сберегательный счет ОСИ сумму денежных средств, равную половине ежемесячных денежных средств, поступивших на сберегательный счет от участников ОСИ.

В-пятых, при оказании спонсорской помощи ОСИ освободить спонсоров от налогов на всю сумму перечисляемых денежных средств.

В-шестых, нужно создать в структуре ОСИ вместо ревизионных комиссий наблюдательные советы, а также создать при органах прокуратуры наблюдательные советы по контролю за деятельностью ОСИ, включив в их состав в обязательном порядке членов внутридомовых органов, осуществляющих контроль над расходованием денежных средств ОСИ и соблюдением законодательства РК в ОСИ; вменить в обязанность прокуратуры и финансовой полиции обеспечение контроля за деятельностью ОСИ. Установить норму плановых проверок одного ОСИ не менее 1 раза в 3 года. Для ОСИ, у которых не выявлены нарушения, 1 раз в 6 лет; предоставить внутридомовым органам самоуправления ОСИ право на бесплатную подачу судебных исков и бесплатное адвокатское сопровождение судебных процессов.

В-седьмых, в целях минимизации негативных проблем в период создания и становления ОСИ и обеспечения живучести и нормального функционирования ОСИ в перспективе в порядке оказания помощи и справедливого использования общего имущества КСК обязать кооперативы выделять постоянные места для организации работы бухгалтерских и диспетчерских столов для приема заявок и организации работы по сбору обязательных взносов ОСИ, ведению учета и контроля над расходованием денежных средств ОСИ, проведению других мероприятий ОСИ на хозрасчетной основе из расчета один бухгалтер на 4-5 домов.

В-восьмых, разработать и утвердить: инструкции об организации финансово-хозяйственной деятельности ОСИ, о внутридомовых органах ОСИ, о правилах проведения собраний ОСИ, о правилах ведения делопроизводства ОСИ и сроках хранения документов; пакет новых документов ОСИ - от форм отчетного доклада на собрании ОСИ, ежемесячного и годового финансовых отчетов до форм актов о приемке выполненных работ; формы систематической отчетности нижестоящих организаций перед вышестоящими вплоть до центральных органов власти с учетом создания ОСИ и задач, выдвинутых реформой ЖКХ.

В-девятых, для повышения ответственности и обеспечения прозрачности и объективности предоставляемой информации внедрить в практику работы органов власти на местах проведение семинаров и совещаний по проблемам ОСИ с приглашением не только первых руководителей ОСИ, но и членов советов домов, членов внутридомовых органов ОСИ.

 Послесловие

Я никогда не был и до сих пор не являюсь сторонником ликвидации кооперативов и создания вместо них ОСИ. Я считаю, что кооперативы нашли свое место в структуре нашего общества и гармонично вписались в систему капиталистических производственных отношений. Все недостатки и нарушения в их деятельности - это результат бездействия и безразличия руководящих работников в центре и на местах, это результат полного отсутствия контроля над деятельностью кооперативов. Последнее является основной причиной повсеместного распространения в кооперативах таких явлений, как мошенничество, воровство и коррупция.

На мой взгляд, кооперативы виноваты только в том, что они не прилагали усилий и фактически самоустранились от выполнения очень важной государственной задачи по открытию текущих и сберегательных счетов для отдельных домов, накоплению денежных средств для капитального ремонта жилых многоквартирных домов и сохранению жилищного фонда.

Если бы это зависело от меня, я бы провел аудиторскую проверку наиболее развитых и успешных кооперативов и разрешил лучшим из них в экспериментальном порядке продолжить работу. Я уверен, что, находясь под угрозой ликвидации, они бы очень постарались устранить недостатки и продемонстрировать все свои лучшие качества и реальные возможности, заложенные в кооперативах.

В то же время я не являюсь противником создания ОСИ. Я - за! Но считаю, что при создании ОСИ все должно быть продумано до мелочей. Процесс создания ОСИ и ликвидации кооперативов не должен носить форсированный и насильственный характер. Ведь это, по сути дела, масштабный эксперимент. Правда, в отличие от настоящего научного эксперимента, он проводится без контрольных групп. Хотя их можно, в принципе, и не создавать, они уже есть - это кооперативы собственников квартир!

 Автор - ветеран труда, старший по первому подъезду дома № 1 «А» по ул. Чкалова в Костанае