Если ты между одобрением и отказом

Галина КАТКОВА

Опыт получения 42 500 тенге, который обязательно пригодится

 Им с редакцией «НГ» поделилась индивидуальный предприниматель из Костаная Татьяна АНТОНИНОВА. Готовя материал, мы вместе с ней за несколько дней продвинулись от резкой критики того, как у нас во время ЧП организована господдержка, до положительного решения проблемы. И до вывода: ругаться и плакать можно, но бессмысленно, нужно все-таки разобраться и переломить ситуацию на пользу себе и людям. Как именно, расскажем.

 Двоим дали, а двоим нет

Татьяна - молодой предприниматель. У нее в Костанае - детская парикмахерская, которую во время действия чрезвычайного положения, а затем еще и карантина пришлось закрыть. В соответствии с постановлением главного санитарного врача области. Потеря дохода, связанная с условиями ЧП, была налицо. И Антонинова сделала заявку на получение новой социальной выплаты в размере 42 500 тенге для себя и четверых своих работников. Двое выплату получили без проблем. А сама работодатель и еще две ее сотрудницы - нет, что Антонинову здорово озадачило. На работу она людей принимала «по-белому», с оформлением трудовых договоров, все налоговые платежи и социальные отчисления производила исправно.

Татьяна Антонинова: «Я разобралась, что зависит от базы, а что от людей» / Фото Ксении РЕБИК

- Больше всего меня изумило то, что четыре человека, которые трудятся в одинаковых условиях, в праве на эту выплату оказались не на равных, - призналась Татьяна «НГ», - я решила выяснить, в чем дело, и добиться, чтобы мои люди положенные им деньги получили. А в том, что 42 500 тенге им полагаются, я была стопроцентно уверена.

 Мистическая база

Первый раз в «НГ» Антонинова пришла 30 апреля. Рассказать о начальном этапе своих изысканий, на которые, по ее словам, она уже потратила 8 дней жизни. Эти траты на тот момент осязаемого результата в виде денег на счетах сотрудников не дали. Татьяна, используя все возможности, заявки направляла несколькими способами: через сайты правительства для граждан, 42500.enbek.kz, посредством telegram-бота. Ни в какую. Тогда она взялась звонить по телефонам, которые в нескольких ведомствах были указаны в качестве консультационных по вопросам оформления выплаты.

- Дозваниваться приходилось по три часа, но я, если цель поставлена, действую методично, так что дозванивалась (и не по разу!) и до филиала государственного фонда социального страхования, и до управления занятости, и до республиканских call-центров, которые, как правило, возвращали меня в регион, - рассказывала Татьяна, - меня посылали из одного ведомства в другое или в штаб, при этом никогда не давая конкретного телефона. Но главное - мне никто толком не разъяснил, в чем суть проблемы и как следует поступать дальше. У консультантов в активе было много шаблонных слов, среди них мне предназначалась пара фраз: «база ваших людей не принимает», «система их не видит». Это сейчас, приложив усилия, чтобы разобраться, я понимаю сама и могу объяснить другим, что произошло с нашими заявками: они попали в щель между одобрением на выплату и мотивированным отказом в ней. Подчеркиваю, мотивированным. Их никто не рассматривал вообще, потому что до этапа рассмотрения они не дошли. База их проигнорировала почему-то. Эта мистическая база, на которую все ссылались, выглядела просто всесильной. Не хочет и не пропускает. Получается, не нормальная электронная система, а рулетка какая-то. Согласитесь, для организации господдержки это выглядит просто абсурдно.

 И вызвали охрану

По-мнению Антониновой, ссылками на базу, прямо как на Скайнет, самим подходом к проблеме госорганы ей как предпринимателю давали посыл: не надо показывать доходы, платить социальные отчисления. Нет смысла. Заплатил раз ЕСП - и получил 42 500 тенге, а «честнарики» вон остаются без денег.

- Я каждого своего сотрудника убеждала: если вы платите пенсионные отчисления, вы защищены, вас никогда государство не бросит. Что мне сейчас им говорить, в момент, когда они оказались в кризисе и никакой поддержки не получили? Зачем тогда это все создано, чтобы люди, которые платят соцотчисления, чувствовали себя идиотами? - возмущалась Татьяна в редакции, - я знаю многих, кто не получил эти выплаты, не хочет с этим связываться, говоря, что не желает мотать нервы, подставлять семьи. А я не понимаю, почему мы, собственно говоря, должны молчать и чего-то там бояться.

Антонинова и не молчала, и не боялась. Рассудила так: раз алгоритмы электронной базы дают сбой, нужно, чтобы с данными ее сотрудников кто-то разобрался в очном режиме - принял заявление, вручную проверил все доходы, начисления... Ведь в абсурде «удаленки» ее проблема просто купалась. Кстати, первый отказ был связан с тем, что потеря дохода ее ИП якобы не подтверждалась, такое SMS-сообщение пришло. Когда предприниматель задала вопрос на эту тему, ей ответили: ну, мы же не можем проверить, что вы не работали.

В своих попытках разобраться Татьяна дошла до одного из заместителей акима города, который дал поручение штабу по вопросам занятости. Ей звонили, и снова начиналась старая песня про мистическую базу. В очередной раз ИИН ее сотрудников вбивали туда, но  оказывалось, что людей там нет.

- Я много раз звонила в региональный штаб, потом решила туда пойти. На удивление попала быстро. Задала свой вопрос. Они поняли, кто я, меня уже все с этой проблемой знают. Сотрудница вызвала охрану, чтобы она меня удалила. Это насколько же мы по разные стороны баррикад, - говорит Антонинова, - я не ушла, а попросила принять от меня письменное заявление по поводу выплат сотрудникам. Мне сказали, что на бумажном носителе подать нельзя. Я предложила заявление написать, отсканировать и прислать по мэйлу, будет в электронном формате. Нет, говорят, принимаем только посредством введения в базу. А она моих людей не берет. Ну, маразм же. Все видят это. Сотрудники госорганов хотя бы до министерства суть проблемы должны довести, ведь за одним конкретным случаем стоит наверняка немало людей, которые даже в статистику отказов не попадают. Насчет немало, это я сужу по откликам на эту историю, о которой я пишу в своем instagram-аккаунте.

 В ручном режиме

Второй раз Татьяна пришла в «НГ» 6 мая. Сообщила, что выплаты вчера получили не только сотрудники, но и она сама. Каким образом дело разрешилось и что надо иметь в виду тем, кто еще рассчитывает на получение денег?

Антонинова пошла на прием в городской акимат, попала к заместителю акима Костаная Рустему Каркенову. Тот выслушал, согласился, что действительно все складывается абсурдно, связался со штабом по вопросам занятости. И оказалось, что есть возможность принять заявление в письменном виде.

То есть сделать то, что Татьяна предлагала раньше. Ей выслали на электронную почту бланк, она его распечатала, заполнила, поставила печать, отсканировала и отправила обратно. Штаб рассмотрел заявление, проверив все отчисления ИП и убедившись в том, что потеря дохода имела место, принял решение - одобрить выплаты 42 500 тенге, 5 мая деньги упали на счета.

- Хочу еще сказать пару вещей, чтобы вы обязательно для людей это напечатали, - сказала Татьяна, - надо понимать, что отказ отказу - рознь. Если это делается после рассмотрения  штабом вашей заявки, это мотивированно, с этим в большинстве случаев не поспоришь. Но если вас откинула база, то отказ в таком случае - просто ошибка, которую надо исправлять. Как человеку понять эту разницу? Повторюсь, при наличии двух параметров вы обязательно имеете право на выплату - это соцотчисления и потеря дохода. Если они есть, а денег нет, добивайтесь. Что можно сделать? Позвонить в штаб, попросить сотрудника пробить вас по ИИН в базе, если вы там есть, вам смогут назвать причину отказа. А вот если вас в базе по ИИН просто нет, то это значит, что заявка до штаба вообще не дошла, вас не видят. Можно подать повторно, но с большой долей вероятности вас все равно не увидят, поэтому надо требовать, чтобы заявку приняли и рассмотрели в ручном режиме. Возможность для этого есть.

Татьяна считает, что такие проблемы, как с ее сотрудниками, у госорганов все-таки по большей части от отсутствия опыта и перегрузки. Ведь разом свалилось много оперативных проблем. Поддержка денежная людям в кризисной ситуации нужна и подавляющая часть заявителей ее получает. Недавно по области была обнародована статистика: в регионе направлены выплаты более 130 тысяч человек, а отказано только 2 тысячам. Опыт Татьяны  может пригодиться не только тем, кто еще не получил апрельских денег, но и в мае - первую декаду месяца многие бизнесы не работают, то есть доход теряют.

Кстати, на проблему, последовательно изложенную Антониновой, обратил внимание вице-министр труда, под ее постом в Instagram разместил комментарий и попросил ИИН сотрудников. Может, еще и поэтому ситуация разрешилась.