Только из природных материалов

Елена ПИКЕЛЬНАЯ

В чем казахи подавали блюда за праздничным и не только дастарханом

Вот-вот наступит день весеннего равноденствия, а значит, в страну, несмотря на все временные ограничения, придет праздник обновления природы. Самый настоящий, а не условный Новый год будут праздновать все жители Казахстана. А где праздник, там и пир. Какой была посуда, когда ее еще не покупали в магазинах?

 

Эта чаша для кумыса с 18-го века передавалась из поколения в поколение в одной семье

За то время, когда мы привыкли праздновать Наурыз, представители всех национальностей, живущие в республике, выучили традиционное казахское праздничное меню, но не всегда люди знают, какая утварь была на дастархане. Посуду, которая использовалась в прошлом коренными жителями нашей страны, можно увидеть в областном историко-краеведческом музее.

Суровый быт кочевников предполагал особую изобретательность: все должно было отвечать требованиям мобильности и максимально возможной износостойкости. Поэтому каждая вещь делалась на совесть.

Материалы для изготовления посуды были самые что ни на есть натуральные, использовалось все, что давала природа: дерево, кожа, кость. Как сейчас сказали бы: сделано из экологически чистых материалов. Особенно много посуды делали из дерева.

Какое самое главное блюдо на любом тое? Конечно, бесбармак. Бесбармак традиционно выкладывали на большое деревянное блюдо - табак. Понятно, что такие вещи не производились на заводах, их делали ремесленники. Особо нарядный табак могли украшать резьбой по дереву. При этом никакие накладки из металла не делались, ведь блюдо надо было тщательно мыть.

Это блюдо для бесбармака верой и правдой служило с конца 19-го века

Впрочем, большинство семей пользовались блюдами попроще, без всякой резьбы. Тем не менее их ценили и старались передавать из поколения в поколение. Одно такое блюдо из фондов музея куплено на ярмарке в Карабалыке, это продукт местного кустарного производства. Изготовлено оно было в 19-м веке и успело в семье покупателя послужить трем поколениям, прежде чем попало в музей, где благодаря бережному хранению и надлежащему уходу проживет очень-очень долго.

Очень интересный предмет быта, который уже бесследно ушел из обихода, - это небольшое приспособление для растирания курта. Рабочая часть по форме напоминает кед с рифленой подошвой, короткая ручка позволяет крепко держать этот старинный девайс при использовании и сильно нажимать им на твердый курт. Перед растиркой курт смачивали сурпой, в результате получали очень ценный и вкусный продукт.

Таким эргономичным приспособлением растирали курт

Конечно, казахское застолье не обходилось без освежающего полезного кумыса. Его подавали в больших чашах. Называлась такая чаша «шарасы», из нее потом разливали каждому гостю отдельно.

- Чаша, выставленная у нас в экспозиции, датируется концом 18-го века, - рассказывает заведующая отделом научно-исследовательского обеспечения, учета и хранения фондов Дамели АЗИРХАНОВА. - Когда-то чаша принадлежала баю Тiлемису, от него перешла к сыну Сауытбаю, потом ею владели еще два поколения этого рода.

Ковш для розлива кумыса конца 19-го века сделан из дерева, не только исходя из соображений практичности. Ремесленник захотел изготовить вещь красивую и ручку ковша вырезал в виде головы птицы, а сверху еще добавил силуэт полумесяца. И хоть время отметило ковш трещиной, но это даже придает некий шарм раритету. Ведь в конце концов теперь он нужен не для розлива напитка, им нужно просто любоваться.

Ковш для кумыса сделан в 19-м веке с любовью и фантазией

А костяной черпак середины 19-го века поражает своим изяществом и великолепной сохранностью. Сделана вещь из рогов крупного рогатого скота. Восхищает смекалка и редкостная практичность, позволившие так приспособить в хозяйстве рог коровы. Сдается, что не в каждом музее имеется такой экспонат. Спасибо горожанке Айжан Садвокасовой, сдавшей в музей  вещь, которой пользовалась еще ее бабушка.

Изящный костяной черпак сделан в середине 19-го века и прекрасно сохранился

Водилась в казахских семьях и керамическая посуда. Кесе, конечно, предпочтительнее были фарфоровые. Но как перевезти во время кочевки ценные кесе так, чтобы не перебить их по дороге? Для этого использовались специальные полусферические чехлы из кожи, внутри выделанные мягким войлоком, - теркеш. По размеру теркеш как раз делались, чтобы туда любимые кесе поместились. Или же с той же целью - сохранить посуду целой - шились войлочные мешки или даже кофры из плотной крепкой кошмы. Назывались они «кесекап» или «аяккап» в зависимости от хранимых в них предметов.

Кожаный теркеш (в центре), изнутри отделанный войлоком, не давал разбиться керамическим кесе при переездах

Каждый, даже самый что ни на есть обыденный предмет, хранящийся в музее, может рассказать не только о привычках людей прошлого, но и об их изобретательности и мастерстве. Надо только уметь всматриваться в экспонаты и не стесняться задавать вопросы.

Фото Елены ПИКЕЛЬНОЙ