«Меня всегда кормила домбра»

Георгий ГОВОРОВ

Костанайский актер Кабдул-Мажит Иманов - о своем неординарном творческом пути

Кабдул-Мажит Иманов всю свою жизнь посвятил творчеству. Парень из села после школы учился собирать домбры, а позже сменил профессию и стал актером. Он стоял у истоков казахского театра в Аркалыке и Костанае. И сейчас играет на сцене Казахского драматического.

Одна на все село

Детство Кабдул-Мажита прошло в небольшом ауле Западно-Казахстанской (в те времена Уральской) области. В семье Имановых было 10 детей, а Кабдул-Мажит из мальчиков - самый старший. С детства помогал родителям. Отец, инвалид Великой Отечественной войны, был пастухом. Мать следила за детьми.

В жизни Кабдул-Мажита Иманова есть два больших увлечения: домбра и театр / Фото Николая СОЛОВЬЕВА

- В 5 утра меня будила мама, и я отправлялся пасти коров. Вместе с ними я проводил целые дни, - вспоминает артист. - Мне доверяли коров и овец со всего села, около 200 голов. Я не скучал: пока животные были заняты поеданием травы, я скакал по полям и лугам, играл, пел и танцевал все, что видел по телевизору. В степи тебя никто не видит, не стеснялся.

В родном селе Шонай была только начальная школа, а потом приходилось ехать за знаниями 35 км в райцентр Баскунчак. Хотел Кабдул-Мажит стать архитектором или геологом. Еще, как и все мальчишки после полета Юрия Гагарина, мечтал о космосе.

- Помню, учился я в 8-м классе, к нам приехал оркестр национальных инструментов. Это было событие, к нам редко артисты приезжали - поселок дальний, - рассказал Иманов. - Мне хватило этого, чтобы навсегда влюбиться в домбру. У нас домбру не знали, потому что их не было в поселке. Мечтал, чтобы у меня была. Просил все время отца, он ездил в Саратов и Алматы. Но почему-то не привозил. Решил, что закончу школу и сам возьму.

Но этим планам пришлось долго ждать. Когда Кабдул-Мажит окончил школу, отец попросил его остаться и пасти скот. Семья переехала в Трекино, парень стал старшим скотником.

В Трекино на все село тоже была одна домбра. По вечерам собиралась молодежь, пели песни и играли на домбре. Деревенские пытались играть даже кюи, но получалось плохо, не хватало умения.

 Большие города - театр, учеба и домбра

В селе он продержался всего год и уехал в Алматы. Здесь встретил свою первую любовь, родилась дочь. Но от образования он не отказался: поступил в городское ПТУ № 46, где учили домбры собирать, изучали казахские национальные инструменты и технологию обработки дерева. Год учился у мастера-казаха, переехавшего в Алматы из Китая. Учебу совмещал с работой плотника в Казахконцерте.

А когда закончил ПТУ, устроился на мебельную фабрику. Здесь, в цехе № 3, собирал домбры. Жена тоже работала там же.

Домбру собрать несложно, если заранее сделать заготовки. Ее корпус состоит из 7 долей, которые образуют корпус. В качестве струн используют леску. Чаще всего домбры делают из клена, бука и чинары. Внутри корпуса каждый мастер обязательно вырезает свой автограф. Орнаменты Иманов заказывает в Алматы. Технология за почти полвека практически не изменилась, разве что гриф теперь дополнительно укрепляют.

Кабдул-Мажит Иманов помнит, что в 1967 году, когда он только устроился на фабрику, домбры были популярны. Помимо Алматы, их еще выпускали в Караганде. Находились даже люди, которые просили мастеров сделать инструменты на заказ для подарка. Днем мастера выполняли план фабрики, а ночью работали для себя.

Каждая домбра уникальна своим орнаментом: автора можно определить по его подписи, вырезанной внутри корпуса / Фото Николая СОЛОВЬЕВА

В 1977 году он бросил работу на фабрике и поступил в Алматинский театральный институт. По окончании его в 1981 году распределили в Гурьевский казахский драматический театр им. Махамбета Утемисова. В труппе - от 40 до 45 актеров. В сентябре 2019-го этому театру исполняется 80 лет.

- Меня больше тянуло к положительным персонажам. Много ролей было, играл молодых женихов. Я полюбил театр. В то время в кино приглашали. А наш директор прятал от нас телеграммы, чтобы мы план выполняли и по аулам со спектаклями разъезжали, - вспоминает Иманов. - Везде, где я бываю, делаю домбры. А что наша зарплата? Она была копеечная. Меня прокормила домбра. Тогда она стоила 5 или 6 рублей. А так одну сделаешь - можно отдыхать.

 Такое разное искусство

Как признается актер, сложнее всего для него было не забывать слова, приходилось импровизировать и из-за одного слова менять все предложение. Главное, чтобы зритель ничего не заметил.

На сцене Иманов (справа) любил играть молодых парней, но сейчас ему дают только возрастные роли / Фото из архива Иманова

В советские годы работу актера сильно осложняла цензура: художественный совет внимательно следил за каждым спектаклем, придирались чуть ли не к каждому слову.

- Сейчас цензуры нет, некоторые ставят что хотят. Казалось бы, рассвет. А спектакли все больше средние, - рассуждает Иманов. - Сейчас, конечно, можно говорить все что угодно. Но театр не может напрямую против власти идти. Если мы независимые, мы должны говорить все, что человек думает, наболевшее. А ты попробуй, скажи со сцены что-то против президента. Нет свободы слова и сейчас.

С обретением независимости изменился репертуар. Отошли от стахановцев и колхозов. Идеологически выдержанных драматургов заменили Байтурсынов, Дулатов, со сцены стали много говорить о их литературе и идеях. Казахский театр ставил Шекспира.

- Тяжело восстановить некоторые исторические вещи, многое забыли. Главное - понять и найти своего героя. Мне, например, очень близок Ахмет Байтурсынов и по духу, и по убеждениям, - говорит Иманов. - Хотя образ готовый, самому ничего придумывать особо не приходится, я долго прорабатываю роль, много читаю исторических материалов. Тут важно установить контакт со зрителем. Если его нет, даже самый гениальный сценарий и лучшие актеры не помогут. Сейчас в этом плане нам очень мешают сотовые телефоны.

Внешне Кабдул-Мажит Иманов похож на писателя Байтурсынова / Фото из архива Иманова

В 1992 году Иманов переезжает в Аркалык, где открывается первый казахский театр. Его пригласили как опытного актера с именем, а он и не думал отказываться, поехал, как он выражается, «открывать творческую целину». Времена для творчества были не лучшие, много зарабатывали на выступлениях, на всевозможных частных концертах.

В сентябре 2000-го в Костанае открылся областной Казахский театр драмы им. Омарова. Туда переехали многие актеры из аркалыкской труппы. Разумеется, и Иманов.

Ему выделили квартиру в КЖБИ. Театр набрал силу, и теперь актер Иманов - костанаец. Все ли нормально сегодня с театральным искусством?

- Сейчас нас во многом тормозит финансовый вопрос, - считает Кабул-Мажит. - Я хотел бы в спектакле Высоцкого сыграть. Есть такая задумка. Но, когда обращаемся, денег нет. Сами ставьте, на своем энтузиазме.

Помимо своей основной работы в театре, Кабдул-Мажит Иманов воспитывает новые таланты. Обучает тех, кто хочет поступить в театральный вуз. Работает со сценической речью и актерским мастерством своих учеников. В свою мастерскую Иманов отбирает по фактуре, много полагается на чутье. Некоторые ученики даже живут во время учебы в доме актера.

Среди учеников у Кабдул-Мажита Иманова есть и те, кого он обучил изготавливать домбры. У Иманова вообще судьба богатая: трижды женат, трое сыновей и столько же дочерей, уже 10 правнуков. При этом планы вполне себе творческие: например, расширить свою мастерскую по изготовлению домбры, которая у него дома, в пристройке к бане. Правда, сделать домбру для него куда легче, чем сыграть на ней. Когда-то немного умел, но навыки растерял. Говорит, надо подучиться.