«Караван милосердия» двинулся в путь

Евгений ШИБАРШИН

Станет ли больше благотворительности от очередной официальной инициативы?

На прошлой неделе секретариат Ассамблеи народа Казахстана презентовал костанайским журналистам календарь 2019 года, составленный в рамках республиканского благотворительного проекта «Караван милосердия». Организаторы мероприятий, запланированных в рамках этой акции, предполагают проводить их не только ради просветительских целей, но и развивать различные формы благотворительного движения. Однако достаточно ли этих мер, чтобы в условиях жестких рыночных порядков утверждать гуманистические начала в отношениях между людьми?

 По индексу благотворительности 97-е

Поводы для сомнения есть. Сегодня в нашем обществе еще есть сердобольные люди, готовые помочь нуждающимся. Они это делают по зову души, без ссылки на национальные традиции или религиозные установки. Но в сравнении с народами других стран Казахстан, имея завидные темпы экономического развития, масштабами благотворительности похвастаться не может. По индексу благотворительности Казахстан в 2017 году в списке из 139 стран занимал 87-е место. Впереди оказались Кыргызстан (85-е место), Туркменистан (69-е), Таджикистан (50-е), Узбекистан (40-е). В 2018 году индекс благотворительности подводился по 146 странам, Казахстану на этот раз отвели 97-ю позицию.

Ясмине Назаровой из п. Камысты в рамках благотворительных проектов "НГ" и "КН" спонсоры выделили средства на слуховые аппараты / Фото Николая СОЛОВЬЕВА

В ученой среде результаты данных исследований считаются некорректными. Индекс рассчитывается по результатам опроса городского населения в исследуемых странах и учитывает не только денежные пожертвования, но и другие формы помощи нуждающимся. Он рассчитан по методике Института Гэллапа, основанной на результатах серии опросов общественного мнения. О других методах пока ничего не известно, поэтому в СМИ часто используется именно этот сравнительный показатель.

Нравится это кому-то или нет, но он дает хотя бы относительную характеристику постранового измерения уровня благотворительности. Так что нужно признать, что желание Ассамблеи народа Казахстана инициировать акцию по развитию благотворительности с помощью календаря традиций и обычаев не лишено здоровой основы.

Другое дело, так ли это просто: провел, дескать, мероприятие с рассказом о народных традициях благотворительного характера и сразу же отряд меценатов и филантропов пополнился новыми бессребрениками. Слишком это тонкое дело, поэтому всегда есть опасность подменить порыв души неравнодушного человека каким-нибудь казенным мероприятием ради галочки, которую официальная организация поставит в отчете о своей работе.

Секретарь Костанайской областной Ассамблеи народа Казахстана Бибигуль АККУЖИНА заверила меня, что у общественников, организующих мероприятия в рамках календаря благотворительности, такой цели нет.

- Да, акиматы уже информированы о проведении каждый месяц мероприятий, связанных с традициями казахского народа, но мы не хотели бы, чтобы народные начинания превратились в обязаловку, - сказала Аккужина. - Эти акции добровольные. Сейчас у нас общество в большей степени построено на потреблении: что мне дадут, что я от этого поимею, сколько мне за это заплатят? Нам нужно формировать культуру благотворительности, учиться умению отдавать и от этого получать удовольствие.

На вопрос, почему это надо делать на основе казахских обычаев, секретарь областной Ассамблеи ответила, что у каждого народа есть традиции, подобные казахским. О них тоже нужно вспомнить. В качестве примера она привела обычай «Сарқыт», по которому запланированы мероприятия в январе. Он подразумевает, что после обряда бабушки раздают гостям угощения с праздничного дастархана.

- Никому же не мешает сказать, что у русских, например, это называется «гостинец», - пояснила Аккужина. - Или такой обычай, как «Қамқор», по которому мероприятия запланированы в мае. Это забота о старшем поколении, о ветеранах Великой Отечественной войны.

Ректор КГПУ, доктор исторических наук Еркин АБИЛЬ на презентации календаря благотворительности сообщил журналистам о том, что специально занимался изучением казахских обычаев. Он обратил внимание, что в них есть не только утилитарный, но и философский смысл. Сарқыт, например, прививал не только бережное отношение к продуктам (чтобы они не пропали, гостям их нужно разобрать), но развивал отношения между людьми.

Еркин АБИЛЬ: "Через обычай "Саркыт" укреплялись связи внутри казахстанского общества" / Фото Николая СОЛОВЬЕВА

- У казахского народа разделить пищу считалось очень серьезным действием - возникали социальные связи между теми, кто за дастарханом сидел, - пояснил историк. - Это примерно то же, что у русских «преломить хлеб» с человеком. Через сарқыт круг людей, который сопричастен к этому дастархану, увеличивался в несколько раз. Так укреплялись связи внутри казахского сообщества.

По мнению Абиля, такого рода мероприятия возрождают внутренний культурный код каждого этноса, живущего в Казахстане, и делают людей ближе друг к другу.

Реализацию проекта «Караван милосердия» областная Ассамблея народа Казахстана начала 15 января. В тот день в областном Доме Дружбы провели благотворительную акцию «Сарқыт».

После того как с двумя детками из Центра адаптации для женщин и детей провели национальные обряды «Тұсау кесу» (разрезание пут) и «Бесікке салу» (класть в колыбель), бабушки раздали присутствующим угощения. В зале было много школьников, они этим гостинцам особенно обрадовались.

"Караван милосердия" в Костанае стартовал с демонстрации казахских национальных обычаев / Фото Николая СОЛОВЬЕВА

После обряда несколько пакетов с продуктами, подготовленных азербайджанским этнокультурным объединением «Бирлик», отвезли многодетным семьям.

Профессор кафедры психологии и педагогики КГУ, кандидат психологических наук Лилия САРКИСЯН считает, что культуру благотворительности нужно воспитывать с детства.

- Традиция - связь между прошлым и будущим, - сказала Саркисян на презентации проекта «Караван милосердия». - Календарь (традиций и обычаев на 2019 год - «НГ») хорош тем, что нацеливает на вовлечение граждан в действие. То есть от слова к делу: отдай, помоги. Все формируется в деятельности, от внешнего к внутреннему. Когда мы это сделаем сами, когда мы прочувствуем, тогда и отношение к благотворительности меняется.

Акция «Сарқыт», проведенная в Доме Дружбы, в большей степени носила просветительский характер. Присутствующие на этих обрядах дети получили гостинцы, и пробудятся ли в их еще неокрепших душах чувства будущих благотворителей, пока не известно. Что не отменяет необходимость и дальше проводить подобные мероприятия. Вопрос только в том, не слишком ли романтично и наивно наше желание таким образом развивать стремление делать добрые дела?

 Добро возвращается

Чем руководствуются люди, которые без оглядки на всякие традиции сейчас постоянно жертвуют частью своего бюджета на оказание помощи нуждающимся? Например, «НГ» уже много лет проводит благотворительную акцию «Нужные деньги». За 80 туров (с 2012 года) помощь оказали в 164 случаях. Это были дети, взрослые и даже целые семьи. Участникам акции передали более 25 млн тенге. В абсолютном большинстве случаев - это анонимная помощь, которую дарители оказывают по своей инициативе, просто потому что конкретный участник акции «зацепил» душу. Помогающий, кстати, далеко не всегда богат.

Давали не только деньги, но и стройматериалы, одежду, врачи проводили бесплатные обследования и консультации. Люди собирались и выполняли работы, которые обратившийся в проект сам выполнить не мог. Когда я спросил у одного из активных благотворителей (свое имя он просил не называть), почему он это делает, то услышал:

- В трудной ситуации может оказаться каждый из нас. Поэтому, если есть возможность помочь человеку, почему не делать этого? В этой акции участвуют даже пенсионеры, которые регулярно выделяют по 500 и даже по 10 000 тенге. Есть люди, которые шлют деньги, проживая за границей. Пусть это не так много, но когда каждый из нас вносит хоть какую-то лепту, то, например, для лечения детей можно закрыть многие вопросы.

Предприниматель Евгений Бережной часто помогает не только деньгами, но при необходимости и «натурой». Он считает, что если людям делаешь добро, то оно тебе вернется.

- Если у человека есть желание кому-то помочь, он это делает, если нет… ну, тогда и нет, - говорит Бережной.

На мой вопрос, пользуются ли они льготой в налогообложении, которое государство предоставило предпринимателям-благотворителям, оба бизнесмена ответили отрицательно. Они считают, что льгота, позволяющая не облагать налогом объем благотворительных средств не более 4% от всей прибыли, для них мизерна. Поэтому они используют личные средства.

Не в этом ли секрет низкого рейтинга Казахстана по индексу благотворительности?

Мы пытались выяснить, сколько средств направлено на эти цели с использованием 4-процентной налоговой льготы. В Налоговом управлении Костаная сообщили, что в отчетах предприятий эти средства включены в общую сумму льготных расходов. Это означает, что деньги на благотворительность в этих цифрах не вычленяются. Отсюда и невозможность более точного анализа общего состояния благотворительности в стране и регионе. Для этих целей используются лишь социологические опросы граждан. Но в них отражены отдельные мнения, которые не дают полной картины.

Такой опрос, например, был проведен в Казахстане в 2012 году. Тогда в 16 регионах страны опросили 1 200 человек. Оказалось, что 88,3% опрошенных оказывали благотворительную помощь в той или иной форме и с разной степенью регулярности. Самыми распространенными были милостыня (24,2%) и передача вещей (22,6%). Что касается мотивов оказания помощи, то наиболее часто (48,5% и 34,6%) называли «веление души» и «личные морально-этические качества».

Рисунок Алексея МАЦАРИНА

Как на формирование этих основ человеческой личности повлияло знание традиций и обычаев своего народа, неизвестно. Психологи в этом, конечно, больше понимают, но тут нужно учитывать еще и влияние социально-экономических факторов. А они сейчас, увы, воспитанию гуманистических начал не способствуют. Не зря начали расползаться традиции, демонстрирующие богатство: широкомасштабные юбилеи, свадьбы, поминки. Потребительская психология, на распространение которой сослалась Бибигуль Аккужина, действительно настолько овладела нашим обществом, что желание «модернизировать общественное сознание» превращается в малоэффективные потуги. Все желания перебороть мощный поток информации потребительского свойства рассыпаются от столкновения с очередным «криком моды» на какую-нибудь духовную пустышку.

Остается надежда только на тех людей, которые в любых условиях, независимо от желания властей «осчастливить» граждан какой-нибудь новой суперлиберальной экономической идеей, стремятся сохранить свой человеческий облик.

Какие меры помогут развитию благотворительности?

 Игорь ВАСИЛЕНКО, председатель ОФ «Помощь»:

- Для развития благотворительности нужно, чтобы бизнесу она была в удовольствие, а не в тягость. Иначе о системе социальной благотворительности говорить бессмысленно. Когда к предпринимателю обращаются за помощью, он, оказывая ее, невольно становится объектом общественного внимания. К нему начинают идти и другие люди с просьбами по решению проблем, которыми должно заниматься государство. В таких случаях власти говорят о социальной ответственности бизнеса и чуть ли не принуждают делать благие дела. Это уже не благотворительность. Не понимаю, зачем проводить благотворительные мероприятия для сбора средств на решение системных проблем, например, в здравоохранении или экологии. Социальные обязательства перед гражданами государство и так должно выполнять самостоятельно. Что касается частных лиц, то, для того чтобы у человека была потребность и возможность в проявлении благотворительности, он не должен быть озабочен, как обеспечить свои простые жизненные нужды. То есть развитию благотворительности должны способствовать и повышение доходов населения, и рост милосердия.

 Алексей КУЛИКОВ, председатель ОФ «Перекресток»:

- Одна их таких мер - сделать прозрачным расходование средств предприятий недропользователей, которые они перечисляют по меморандумам на социальные нужды и развитие территорий. Сейчас неизвестно, каким образом эти деньги тратятся. Проводят какие-то закрытые собрания, и мы видим только протокол, из которого не ясно, кто и на какие цели деньги расходовал. И почему именно на эти цели, а не на другие. Наш фонд пишет письмо на предприятие с просьбой выделить деньги из этих средств, нам отвечают, что они готовы это сделать, но не имеют права. Говорят, что эти деньги перечисляются в бюджет и получить их можно только через обращение в акимат. В результате предприятие не может выделить свои спонсорские средства той благотворительной организации, которую считает нужной, и из бюджета мы их не можем получить. То есть получается, что предприятие не только не может спонсировать того, кого хочет, но еще и не определяет, на какие цели истрачены их деньги, а порой и даже не знает, куда они израсходованы. Пробовали мы работать с предприятиями и по перечислению средств с использованием 4-процентной льготы по налогам. Оказалось, что этот механизм в достаточной степени не отработан. Предприятиям говорят: вы платите налоги, сколько вам положено, а потом разберемся. Поэтому нам отказывают и по этой причине.

 Динара УТЕБАЕВА, председатель ОФ «Гражданский альянс «ГрИн»:

- Для благотворительности у нас не хватает бизнес-вложений. Много примеров, когда неравнодушные граждане объединяются вокруг какой-нибудь беды и начинают кому-то помогать финансово и не только. Это говорит о том, что граждане к благотворительности готовы. Если бы еще и бизнес-сообщество активно участвовало в благотворительности, то масштабы этой помощи были более заметны. Положительные примеры в этом смысле есть, но и там помощь оказывается от случая к случаю. Системы нет. Возможно, это связано с отсутствием достаточных льгот со стороны государства. Таких, чтобы предприятия отдавали деньги на благотворительные цели с удовольствием и с пользой для себя. Хорошо бы в регионе иметь один очень мощный благотворительный фонд, счет которого систематически бы пополнялся, а этими деньгами распоряжался попечительский совет.

 Гульмира КАПЕНОВА, депутат областного маслихата:

- Мы как-то узко понимаем благотворительность. Чаще ее связывают с денежной помощью. Там есть свои проблемы, очень часто мы пытаемся четко выделить обязанности государства и говорим: пусть оно платит. Но есть и множество других форм благотворительности, которые нужно постоянно развивать. Они построены на обычной человеческой заботе о тех, кто в этом нуждается. Этим занимаются волонтеры. Но попробуйте попросить кого-то вступить для этих целей в общественный фонд. Или, например, пойти в дом-интернат для престарелых, чтобы помочь работе персонала. Соглашается далеко не каждый. Здесь нужна большая воспитательная работа.