Голос совести

Аркадий ДЕНИСОВ

В следующем году просвещенный люд отметит 90-летие Александра Галича, одного из первых советских бардов, проложившего своим творчеством дорогу Булату Окуджаве, Владимиру Высоцкому, Юлию Киму, Юрию Визбору.

В начале 60-х Галич был известным драматургом и сценаристом, его пьесы шли в лучших театрах страны, его фильмы «Вас вызывает Таймыр», «Верные друзья», «На семи ветрах» были любимы в народе. Галич был богатым по тем меркам человеком, обласканным властью. Как и многие «шестидесятники», он всем сердцем воспринял хрущевскую «оттепель» и поверил в нее. Тем горше оказалось разочарование от сменившего «оттепель» периода застоя. Многие  собратья по перу дружно прогнулись перед властью, дублируя все изгибы генеральной линии КПСС, кто-то с отчаяния глубоко запил. А Галич запел. Его песни - ядовито-саркастические, осмеивающие ложь, лицемерие и приспособленчество - производили оглушающее впечатление на аудиторию. Это был голос правды, голос совести.

Так Галич стал ненужным и опасным для власти. Его исключили из всех творческих союзов, его пьесы сняли с постановок, бывшие друзья дружно прыгнули в сторону, по сути, предав его. Как едко и точно сказал об этом поэт: «А молчальники вышли в начальники, потому что молчание - золото!».

В 1974 году Александра Галича вынудили покинуть Родину. Потом были Норвегия, Германия, Франция. Изгнанник сразу привлек внимание антисоветских издательств типа «Посев», НТС, пытавшихся его использовать в своих целях. Но клеветать на Родину поэт отказался. Он страдал без нее и всегда хотел вернуться в свою среду обитания, но умер в Париже в 1977 году в результате несчастного случая. Похоронен на кладбище Сен-Женевьев, рядом с Иваном Буниным, Андреем Тарковским, Виктором Некрасовым.

Почему я решил написать о Галиче? Время посылает нам свои вызовы, ответы на которые мы находим, в том числе, и в самодеятельной, бардовской песне. В начале 90-х в Костанае существовало неформальное объединение любителей бардовской песни с Викой Мальгиной во главе. И наш город был местом слета весьма и весьма известных исполнителей. Конечно, он не конкурировал со знаменитым Грушинским фестивалем, но все же был заметным явлением нашей духовной жизни.

Потом наступило затишье. Вика в поисках лучшей доли уехала в Россию и обрела пристанище в северных широтах. Говорят, вполне счастлива, по-прежнему творит и вроде бы собирается заглянуть в Костанай. У нас тоже предпринимаются шаги по возрождению бардовского движения. Есть студия самодеятельной песни, ее руководительница Лена Рац недавно провела конкурс бардовской песни среди школьников. Это было, я вам скажу, прелюбопытное зрелище. Собственные песни ребят тяготели к дворово-тусовочным, в перепевах бардовской классики иногда не хватало глубины понимания, равно как и владения собственным голосом. Но невероятно ценным и оптимистичным стал сам факт обращения совсем еще юных исполнителей к бардовской теме, наполненной философией жизни, доверительными интонациями, разговором душа в душу. И дай бог, чтобы этот порыв к чистоте и доверительности не иссяк, не захлебнулся и стал тем стержнем, вокруг которого снова сплотятся все ценители и творцы бардовской песни в наших краях.