«Я еще не насладилась профессией»

У пилота Натальи Яловенко профессия мужская, но она стремится оставаться женщиной / Фото Николая СОЛОВЬЕВА

Евгений ШИБАРШИН

Не женское это вроде бы дело - быть пилотом самолета. А если попробовать?

Когда я первый раз увидел Наталью ЯЛОВЕНКО, то глазам не поверил. Передо мной стояла пусть уже и не вчерашняя школьница, но максимум - студентка выпускного курса вуза. Потом выяснилось, что сейчас она действительно учится в академии.

Но еще до нашей встречи я знал, что она окончила КГУ по специальности преподаватель музыки, работала менеджером в сотовой компании, а последние 5 лет - пилотом авиакомпании SCAT. Причем ее летная биография еще только началась, а она уже освоила три типа самолетов - Ан-2, Ан-24 и «Челленджер-200», налетала около 2500 часов. Все это никак не вписывалось в облик представшей передо мной молодой женщины.

«В самолете выросла»

- Наташа, сложился устойчивый стереотип, что самолетами должны управлять мужчины, а не красивые девушки, да еще и любительницы «побренчать на фортепьяно». И времена сейчас такие, что девушки больше мечтают выйти замуж за олигарха, а не овладеть «экзотической» профессией. Почему у тебя все идет так «неправильно»?

- Когда-то я хотела посвятить себя любимому делу - музыке. Она была на первом плане. Мне больше нравились гуманитарные науки, нежели точные, технические. Думала стать преподавателем по классу фортепьяно в музыкальной школе. Заниматься начала еще в детском садике. Вначале - студия, потом - музыкальная школа, затем - университет. Однако, проходя учебную практику в школе, поняла: дети - это, конечно, хорошо, но не мое. Поэтому после университета пошла работать менеджером в салон сотовой связи. Но мой папа был пилотом и всегда считал, что мне нужно заняться чем-то более серьезным. Однажды он приехал с курсов повышения квалификации в Уральске и сказал, что там набирают группу для подготовки пилотов. Спросил: «Хочешь?» Я ответила: «Хочу».

Я, можно сказать, с папой в самолете выросла. Он часто брал меня в рейсы, и мне это нравилось. Там было что-то новое, необычное. Девочкам нравились куклы, они у меня были и тоже нравились, но пойти с папой на его работу было для меня самым лучшим подарком, я всегда этого ждала. Нравилось ощущение высоты. Сейчас, когда мне люди говорят, что боятся летать самолетами, я отвечаю, что чувствую себя в самолете защищенной. Несмотря на то, что иногда испытываем там турбулентность, мне, наоборот, это нравится.

- Вспоминается старый анекдот. После приземления у монгольского космонавта спрашивают: «Почему у тебя руки перевязаны?» Тот отвечает: «Во время полета пытался включить приборы, а командир бил меня по рукам». Насколько командир корабля тебе доверяет во время полета? Вообще, много ли препятствий тебе пришлось преодолеть, чтобы стать пилотом?

- Когда устраивалась на работу в компанию SCAT, там не удивились. Они знали, что я из авиационной семьи (отец - Геннадий Дербуш был командиром на Ан-2 и Ан-24 в Костанайском авиапредприятии, старший брат Натальи сейчас летает на «Боинге» - Е. Ш.). К тому же мы устраивались на работу вместе с мужем, а у него отец - тоже пилот. Наши сотрудники относятся ко мне очень доброжелательно, они внимательны. И я не чувствую границы: женщина - пилот или мужчина - пилот. Самолетом управляют два пилота, все операции между ними расписаны, они должны выполняться неукоснительно. К тому же сейчас многие системы автоматизированы. Плюс - мы постоянно проходим подготовку на тренажере в учебных центрах Испании и Германии, где отрабатываются в том числе и особые случаи.

«Все мы ходим под Богом»

- Какие были ощущения, когда впервые в полете взяла в руки штурвал самолета?

- После окончания училища проходила практику на Ан-2 в Актобе. В тот момент думала, как все сделать правильно, поэтому мысли, что вот я сижу в кресле второго пилота и управляю самолетом, не было. Это пришло гораздо позже, когда уже начала работать. Вообще, не знаю - все идет как-то быстротечно. Например, могу быть в Алматы, а через час - в Жезказгане или Семее. Настолько все быстро происходит, что только в длительном рейсе (таком, как в Словению) можно заметить, например, какое-то необычной красоты облако.

В обычной работе думаю о том, что нужно выполнить свои обязанности, выполнить добросовестно, чтобы каждый полет закончился благополучно. Чтобы я могла поднять трубку и спросить у своего любимого мужа: «Где ты? Все ли у тебя хорошо?» Или позвонить родителям и сказать: «Мама, я уже прилетела. Все хорошо, все замечательно - я на земле». Потому что знаю, что родители очень волнуются. Я помню, когда была маленькой и сотовых телефонов еще не было, мама сидела и с нетерпением ждала звонка: прилетел ли папа и все ли у него хорошо?

- При всей надежности современной авиационной техники катастрофы тем не менее случаются. У тебя не бывает после таких случаев желания уйти из этой профессии?

- Все мы ходим под Богом. Можно выйти из дома - и на тебя упадет кирпич. Да и статистика говорит, что от автомобильных аварий люди гибнут чаще. О том, чтобы прекратить летать, у меня мысли никогда не было.

- В мистику не веришь? У летчиков всегда были какие-то приметы…

- Я человек в душе верующий, и у меня нет возможности сидеть и постоянно думать о возможной опасности. Если так жить, с ума сойдешь. Хотя, если переступаю порог и вспоминаю, что забыла какую-то вещь, никогда не возвращаюсь. И у мужа всегда спрашиваю в таких случаях: «Ничего не забыл?» Перед взлетом, а иногда и перед посадкой, мы с командиром посмотрим друг на друга, улыбнемся и говорим: «Ну, с Богом!» Хотя и об этом иногда забываем, когда все идет скоротечно.

«Стараюсь оставаться женщиной»

- Профессия пилота когда-то была престижной, поэтому притягивала многих молодых людей. Сегодня молодежь более прагматична и выбирает другие занятия. Почему сейчас идут в авиацию?

- Это, наверное, семейное. Мой муж родом из Шымкента, но после окончания технического вуза в Томске какое-то время работал в России по специальности. Его отец тоже пилот. Когда он предложил сыну сменить профессию, тот все бросил и поехал учиться в летное училище в Уральске. Там мы с ним и познакомились. У большинства пилотов, которых я знаю, или отец, или дядя, или дедушка были авиаторами. Мне в моей профессии нравится то, что я могу посмотреть мир. Всегда было интересно, как живут люди в других городах. Люблю пешие прогулки, люблю смотреть, фотографировать. Недавно 4 дня была в Словении и получила там очень много впечатлений. Вообще-то, я больше романтик. И первую профессию выбрала потому, что нравилось все красивое, мелодичное.

Что касается прагматичности, то мы с мужем стремимся обеспечить себе во всем достаток. Чтобы был свой семейный очаг. Чтобы там было комфортно. Возвращаясь домой, всегда говорю: «Слава богу, свой дом, своя крепость». Маленькая квартира (мы живем в Шымкенте), но уютная. Всего добились сами. Благодаря тому, что родители мужа в первое время распахнули свои двери и приняли меня, мы какое-то время пожили с ними, пока не появилась возможность купить свое жилье.

- Судя по твоему виду, характер профессии тебя вроде бы еще не омужичил?

- Стараюсь (смеется). У меня семья, я будущая мама и всегда пытаюсь своего мужа окружить заботой. Думаю, ему иметь женщину со «стальным» характером было бы не комфортно. Может, потому и стараюсь оставаться женщиной. Летать - моя работа, и не вижу в этом чего-то особенного. Хотя кто-то из пассажиров, видя на мне летную форму, спрашивает у бортпроводников: «У нас девушка сегодня управляет? А это не опасно?» Стараюсь все сделать, чтобы меня не сравнивали с мужчинами. Хочу быль лучшей, хочу добиваться того, что наметила. Мне очень нравится самолет, на котором сейчас летаю, и наибольший результат для меня - стать командиром корабля.

- А рожать когда будешь?

- Когда-то на этот вопрос отвечала: «Еще молодая - успею». Теперь понимаю, что уже не совсем молодая - 31 год. Мне хотелось бы ощущать себя мамой, но я еще не насладилась вдоволь своей профессией. Не могу себя представить сидящей в ожидании мужа: когда же он приедет? Вся наша с ним работа связана с командировками. Наша авиакомпания базируется в Шымкенте, но рейсы выполняются из Алматы, Актау и Астаны, куда мы выезжаем на 1-3 недели. Муж тоже второй пилот, поэтому летаем в разных экипажах, но в командировки нас планируют вместе. В один день мы выполняем рейсы в разные города и в один день приезжаем в одну гостиницу. Недавно муж мне сказал: «Ты знаешь, я с тобой даже в командировках себя чувствую, как дома».

В авиацию Наталью привел отец - Геннадий Дербуш

Фото из архива семьи ЯЛОВЕНКО