Девяносто шесть на одного

Анатолий ТИХАНОВСКИЙ, ng@ng.kz

Вместо плановых проверок контролирующие органы «налегают» на внеплановые

С начала года в Казахстане прошла серия встреч по проблемам предпринимательства на довольно высоком уровне. В них участвовали сами представители бизнеса, руководители предпринимательских объединений, экономисты, руководители и сотрудники профильных министерств, Агентства по делам госслужбы. Цель этих мероприятий видится такой — дать понять политическому руководству страны, что действующая у нас система контроля и надзора в области МСБ, никуда не годится. Несмотря на законодательно закрепленные в последние годы попытки качественно ее изменить.

По информации выступавших экспертов, сегодня в РК действует и стоит над душой у МСБ 108 контрольно-надзорных органов! В год ими выдается до 29 млн разрешений по тем или иным обстоятельствам предпринимательской деятельности, проводится до 500 тысяч  проверок, издается в год до 6 000 нормативных правовых актов. По одному субъекту МСБ в год количество проверок может доходить до 96! При сокращении плановых проверок, контрольно-надзорные органы резко увеличивают под любым предлогом число внеплановых проверок, а число пунктов в проверочных листах разных ведомств доходит до 180.

А ведь совсем не этого хотели, когда относительно недавно разрабатывался закон РК «О государственном контроле и надзоре в РК». Ведь ставилась задача ослабить давление на МСБ, чтобы он эдак рванул вперед... Этого, как утверждают эксперты, категорически не произошло. А надо, чтобы произошло, иначе все впустую.

Эксперты, предприниматели считают: все дело в том, что контрольно-надзорные органы, числом в 108,  сами разрабатывают нормы, которые потом сами же и проверяют и сами же оценивают эффективность своей работы исключительно по своим корпоративным понятиям.

Далее, как отмечают эксперты, дело в том, что показатели и критерии оценки работы  контрольно-надзорных органов никак не привязаны к положительным изменениям в самой контролируемой ими деятельности, а именно это главная задача. Ну и третье, - никто из работников контрольно-надзорных органов не несет персональной ответственности ни за что по проверяемой ими линии. Было бы, как говорится, что и кого проверять. Вот это для них главное. А если напроверяли так, что предприятие от такой проверки закрылось, так это их не касается.

И только когда будет по-иному, с точностью до наоборот, когда и та, и другая стороны будут отвечать за положение дел в экономике страны на равных, вот тогда у нас и будет полный порядок и изобилие.