Как мост через Тобол строить начинали

Так выглядит большой костанайский мост через Тобол сегодня
Вовремя завершить эту работу помешали мировая война, отречение царя и революция

Анатолий ТИХАНОВСКИЙ

Всегда с интересом читаю в «НГ» материалы археографа областного государственного архива Натальи Здоровец об истории нашего края. Один из недавних был о строительстве так называемого большого кустанайского моста через реку Тобол. Хотел бы добавить несколько штрихов к этому интересному материалу.

Дело в том, что мост начинали строить даже не с 20-х годов прошлого века, а несколько раньше. 30 декабря 1913 года мостостроительная фирма из Киева под названием «Инженеры Бобровский и К» заключила договор с тогдашними кустанайскими властями, от имени которых выступал местный инженер Воллодько, на строительство через реку Тобол в районе Кустаная железобетонного моста.  Строительные работы даже было уже начались, но, как говорится, гладко было на бумаге.

Во-первых, киевляне подвизались строить только собственно мост, а обустраивать «выезды по обеим сторонам моста», как сказано в одном из документов за май 1917 года, должны были другие специалисты, не мостостроители. Но таковых в Кустанае той поры не нашлось, и дело затормозилось.

Тут некстати началась Первая мировая война, а это уже совершенно иной оборот  - вся страна была подчинена обстоятельствам и порядкам военного времени. Не до нашего моста стало. К тому же за пару лет и цены на стройматериалы, да еще в войну, резко поползли вверх, и в предыдущую смету строители уложиться уже не смогли. Такая «волынка» тянулась вплоть до 1915 года включительно. Дело встало.

В июне 1916 года по особому распоряжению Тургайского губернатора была создана строительная комиссия, которая по-новому обсчитала смету строительства кустанайского моста. В комиссии заседали уважаемые в то время люди : уездный начальник Кочергин, начальник кустанайской тюрьмы Анисимов, член городской управы Кияткин, крестьянский начальник 2-го участка Кустанайского уезда полковник Црытков. Новую смету тогда утвердили в сумме 106 060 рублей 74 копейки, но киевляне уже «отпали», и в 1916 году строить мост взялся некий предприниматель А. Л. Турубинер. Дело вроде бы продолжилось, но тут под влиянием известных событий в Российской империи царь Николай Второй отрекся от престола, пришло к власти Временное правительство, началась полная неразбериха, а потом и вовсе грянула Октябрьская революция, больше похожая на большевистский переворот, и строительство нашего моста снова остановилось. Ну, а потом наступили двадцатые годы.