«Зонтики» могут запретить

Виталий ХАЛЕВИН

О внесении изменений в Закон РК «О рекламе» в начале мая вновь заговорили как товаропроизводители, так и парламентарии. Последние хотят на законодательном уровне запретить так называемую зонтичную рекламу алкоголя и табака.

Ею производители этих товаров ответили в свое время на запрет рекламировать водку и сигареты. Поступали и поступают так: например, алкогольный бренд, уже раскрученный на рынке, напоминает о своем существовании в рекламе минеральной воды, которой в природе либо вообще не существует, либо она выпускается в малых количествах. То есть якобы рекламируя одно, на самом деле рекламируют другое.

- Сейчас поправки к Закону «О рекламе» находятся в Мажилисе. Там идут согласительные процедуры. Если поправки будут приняты, то реклама брендов, которые хоть как-то намекают на алкогольную или табачную продукцию, будет запрещена, - сообщил корреспонденту «НГ» сенатор Евгений АМАН.

Помимо запрета зонтичной рекламы, согласно поправкам к закону производители табачных изделий должны будут увеличить до 30% (относительно поверхности пачки сигарет) размер предупреждающей надписи о вреде курения. По словам сенатора Амана, это не прихоть казахстанских депутатов, а сложившаяся мировая практика - так работают все крупные производители табачных изделий. Предполагаемое ужесточение требований к зонтичной рекламе обсуждается в предпринимательской среде.

- Всеми этими запретами мы губим отечественного производителя, - считает заместитель директора по маркетингу ТОО «Арай 91» Аблайхан ДЕМЕСИНОВ. - В Казахстане реклама алкогольной продукции запрещена, однако на российских телеканалах, которые популярны у наших граждан, она процветает. Все смотрят рекламу российского пива и, соответственно, российское и покупают.

По мнению предпринимателей, в последние годы явно прослеживается тенденция: чем жестче становятся требования к казахстанским рекламодателям, тем сильнее государство «поддерживает» зарубежных производителей. В итоге на сегодня около 80% пивоваренных заводов республики находятся в собственности иностранных компаний, в том числе и российских. Отчасти это произошло потому, что местных товаропроизводителей поставили в неравные конкурентные условия с зарубежными компаниями, запретив им рекламировать свой товар.

- Я не спорю, что рекламировать алкогольную продукцию в больших количествах не стоит. Но, может, государству нужно просто сменить подход - сделать, чтобы не эта реклама доминировала, скажем, на ТВ, а пропаганда здорового образа жизни? - размышляет Демесинов.

Наверняка очередной запрет, если он будет принят, производители табачных и алкогольных изделий в очередной раз попытаются обойти. «НГ» даже рассказали, в первом приближении, как именно. Ставка, например, будет делаться на продавцов, ведущих агитацию среди покупателей за ту или иную марку товара. Им за труд на ниве рекламы, соответственно, будут доплачивать заводы-изготовители. Способ не новый. Его, например, активно использовали на заре конкурентной борьбы костанайские производители пельменей. Кстати, некоторые предприниматели утверждают, что и обходится такая реклама куда дешевле изготовления билбордов и размещения статей и фото в СМИ.