С «автоматом» удобнее

Постоянный эксперт «НГ», кандидат технических наук, профессор КГУ Валерий ЗЕЛЕНИН в очередной публикации даёт рекомендации об особенностях обслуживания автоматической коробки перемены передач автомобилей.

- Некоторых водителей отпугивает сложность конструкции автоматической коробки передач: там, помимо механической части, есть и электроника. Поэтому для незнающего человека попытка что-то в ней ремонтировать может обернуться потерей примерно $2000. Но если «автомат» грамотно эксплуатировать, то ему сноса нет. У такой коробки гарантированный пробег до возможного ремонта - около 500 000 км.

Первое правило, которого нужно придерживаться, - не дергать рукоятку переключения передач без надобности. Второе - не забывать вовремя менять в ней масло. Масло в коробке не только смазка, но и рабочее тело. Оно же находится и в гидротрансформаторе, который передает мощность двигателя на коробку передач. Замену масла производят после 30-50 тыс. км пробега. Предварительно его нужно слить через пробку с картера коробки, затем снять поддон и вытащить фильтр, вычистить внутреннюю полость от грязи, поставить новый фильтр и, заменив на поддоне прокладку, установить его на место. После этой операции там сохраняются остатки старого масла, поэтому к коробке подключается специальная установка, с помощью которой в нее под давлением начинают нагнетать новое масло. Делают это до тех пор, пока оно не выдавит остатки старого, что будет видно по цвету вытекающего масла. Операцию эту должны выполнять специалисты. Причём масло заливать, а потом и доливать нужно только «родное». Я бы не рекомендовал также использовать автомобиль с автоматической коробкой передач для буксировки прицепов и других машин.

Чтобы вовремя увидеть в «автомате» какие-то неполадки, нужно изредка проверять щуп замера уровня масла. Если есть какая-то неисправность, масло начинает подгорать, приобретает более тёмный цвет и резкий неприятный запах. Всё это можно будет увидеть и понять, рассмотрев масло на щупе.

Неплохо, если вы внимательно будете следить за поведением коробки во время движения. В большинстве случаев она предупреждает о развивающейся неисправности повышением температуры (о чем сигнализирует лампочка на приборной доске) или изменением характера переключения передач. В этих целях используют и специальные дорожные тесты.

Например, автомобиль нужно разогнать до скорости 50 км/ч и посмотреть, какие  обороты при этом развивает двигатель. То же самое сделать при скорости 80 км/ч и т. д. Если их соотношение такое, как рекомендуется в инструкции по эксплуатации данной марки автомобиля, значит коробка передач исправна. Если нет - нужно ехать в сервис-центр и провести диагностику.

Ещё раз прошу обратить внимание на то, что автомобили с «автоматом» управляются не тремя, а двумя педалями. У них нет отдельной педали сцепления. Эта функция выполняется педалью тормоза. При её нажатии педаль мгновенно отключает двигатель от коробки передач, и автомобиль тут же тормозится. И наоборот, когда педаль отпущена, тормоз освобождается, двигатель подключается к коробке передач, и автомобиль поехал. При плавном снижении скорости обычно не рекомендуют отключать сцепление, но если с механической коробкой передач вы при включённом сцеплении можете одновременно и тормозить, то с «автоматом» это невозможно. Поэтому при необходимости плавно снижать скорость, не надо спешить использовать педаль тормоза. Достаточно лишь снять ногу с педали подачи топлива.