Избиратель имеет право...

Листовки в почтовых ящиках в одном из жилых домов Астаны

Светлана ГЛУШКОВА, радио «Азаттык»

Листовки с призывом бойкотировать голосование дошли до Астаны

Авторами листовок оказались представители столичного офиса незарегистрированной оппозиционной партии «Алга!». Цитата из листовки: «Убедите своих родных и близких, друзей и коллег: выборы без выбора - не выборы». 

В листовке приводится также таблица цен. Авторы попытались сравнить по годам количество продуктов питания и социальные услуги, которые граждане Казахстана могут себе позволить. Содержание таблицы прокомментировал руководитель астанинского филиала партии «Алга!» Руслан СИМБИНОВ:

- Если в 1990 году мы на душу населения употребляли 73 кг мяса, то в 2009 - всего 51 кг. Молоко: если в 1990 году на душу населения приходилось 311 л, то в 2009 - всего 210 л. Больничных коек было 140 на 10 тыс. человек в 1990 году, в 2009 году - всего 76 коек. Власти обычно не сравнивают эти данные, а показывают их как свои достижения. А мы просто взяли и сравнили с 1990 годом, и такая цифра получилась.

По мнению Симбинова, у каждого казахстанца есть конституционное право голосовать, но также - и право не ходить на выборы.

- Сейчас агитация разрешена: мы в этот период раздаем листовки на улицах, - говорит он. - Мы разъясняем гражданам, что голосование - это не обязанность, и нет такого принудительного закона о том, что каждый гражданин обязан прийти и проголосовать.

По его словам, сейчас в 15 регионах Казахстана подано 15 заявок на проведение митингов по бойкотированию выборов под названием «Нет 20 годам личной власти».

- Если власти удовлетворят наше заявление о проведении митинга, то он пройдет в Астане 31 марта, - объяснил Симбинов. - В столице мы постоянно подаем заявки на проведение митингов. Но нам постоянно отказывают.

Председатель Центральной избирательной комиссии Куандык ТУРГАНКУЛОВ призвал граждан не поддаваться призывам бойкотировать внеочередные выборы президента страны и назвал действия партии «Алга!» деструктивной работой.

Анатолий ВАЙСКОПФ, «Немецкая волна»

Вместо обычной агитации за того или иного кандидата в президенты в Казахстане идет масштабная кампания, цель которой - убедить граждан прийти к избирательным урнам. Если проехать по улицам городов и селений, можно без труда обнаружить, что агитационных материалов в пользу кандидатов намного меньше, нежели призывов к населению почтить своим вниманием избирательный участок в день выборов главы государства. Схожая ситуация и в эфире телеканалов: на один видеоролик с лозунгом «Голосуй за лидера!» приходится два, а то и три напоминания, что в первое воскресенье апреля граждане Казахстана должны сделать «главный выбор страны».

Между тем угроза массовой неявки населения на президентские выборы выглядит вполне серьезной. На предыдущих президентских выборах 2005 года власти Алматы и Астаны с большим трудом довели явку избирателей до необходимого 51%. Говорят, что выручили пенсионеры, правда, после того, как им обеспечили доставку избирательных урн непосредственно по месту жительства. Что касается поколения Facebook, то к ним домой урны никто не понесет.

Но политтехнологи Астаны на месте не стоят. В социальных сетях появилось новое движение «Голосуй за Казахстан», а его активисты в основном из числа звезд шоу-бизнеса проводят онлайн-конференции. Другое дело, что молодежь, которой в основном и адресовано послание звезд шоу-бизнеса, порой проявляет явную несознательность. В одном из радиоэфиров сразу после ролика «Проголосуй за Казахстан» прозвучала небезызвестная песня про кандидатов и выборы в исполнении российского певца Сергея Шнурова.

Фото gdb.rferl.org