Не пир духа

Семен СУХАНОВ

Пиром духа называли большие любители телепередачу «Кабачок 13 стульев». Но самым первым ее почитателем был в свое время Леонид Ильич Брежнев, он говорил о «Кабачке» более уважительно: «Ну настоящий пердуха!». Лично мне больше всего запомнился эпизод, когда пан Ватруба, изображая бюрократа-чиновника, требует от посетителя кучу справок о представленных уже справках, бумаг о самых нелепых фактах. Казалось, что взбешенный посетитель треснет стулом бюрократа по лысине, но тот терпеливо подает справки одну за другой. Смотреть такую «пердуху» (не мое выражение) смешно и забавно, но вот если коснется самого...

Меня коснулось, но дело не в куче справок, а в одном Свидетельстве налогоплательщика Республики Казахстан (кратко - РНН). Это документ, по мнению налогового комитета по Костанаю, давно уже в первоначальном виде устарел, но меня в выплатном центре обязали его заменить только в октябре 2008 года. Заменили. Но новое РНН по чьему-то недоразумению не совпадает по 12-значному цифровому номеру со старым. Ну и что тебе? А вот что: у многих владельцев РНН имеются какие-то документы в банках и других местах. Приходит получить или сдать деньги, а РНН-то не тот! Волокита немалая, потеря нервных клеток в ожидании намного больше числа, указанного в документе.

Мне лично недавно выпал приз по вкладу депозита в банке. Но более чем через час ожидания и подписи около десятка новых бумаг мне почти расхотелось идти к кассе, а специалисту банка - поздравлять клиента. Но ни моей, ни ее вины тут не было - ни я, ни она не меняли номера РНН. Не смешно, конечно, но история повторилась: 10 июля мне опять выпал приз в том же банке, назначенный ко Дню Победы. Но пригласили в другое помещение по другому адресу. Уведомили по телефону, что приз уже лежит на столе, «приходите и заберите». Пошел, уж теперь-то с РНН все в порядке. Получу подарок и успею через полчаса в другое неотложное место. Но... миловидная вежливая специалист без конца мучила «мышку» компьютера, что-то где-то сверяла, час прошел, а приза победного нет на руках. Оказалось... новый-то РНН не тот по номеру, по которому сделан вклад депозита. На те же грабли наступили, тот же длинный черенок по лбу треснул. Наконец выдали приз, даже без подписи лишних бумаг.

Ну что про себя только писать-то? Да нет, такое случалось и с другими. А если взять всю нашу бумажную волокиту, то фактов наберется большой воз и немаленькая тележка, о чем писали и говорили в СМИ давно и повторяют по сей день. Уж у нас так принято: документ, справка, а порой и закон сами по себе, а живые владельцы и исполнители - по другую сторону движения ко «всеобщему благу» и жизни спокойной.

Надо как-то и такие неврозы снимать. Можно руганью, криком... Но мы в солидных учреждениях, а не на скопище базарном. Вот японцы изобрели метод: в некоторых учреждениях в отдельных местах ставят чучела начальников и кладут рядом палку. Обидели тебя, продержали полтора часа - подходи и врежь, как казак шашкой, обидчику. Но кого лупцевать так заочно в нашем случае? Не директора же банка. Следовало бы поставить живого автора новых РНН и иже с ним бумаготворцев. Но тогда многих изобьют, работать творчески «инновациями» станет некому.

«Уж у нас так принято: документы сами по себе, а живые люди - по другую сторону»