Больше денег - дальше будешь

Проспект Аль-Фараби усердно чистили до и после приезда акима области

Ольга ЛИХОГРАЙ

Сколько нужно средств, чтобы зима не убивала улицы и нас?

В начале ноября трассы Костанайской области прошли первое испытание зимой. С первым снегом и гололедом коммунальные службы городов справлялись по-разному. Одни экономили средства и не выпускали технику вообще, другие искали дополнительное финансирование на предстоящий декабрь. Насколько эффективно тратятся деньги и влияет ли ежегодное увеличение бюджетных трат на более качественную очистку дорог?

Героев знать в лицо

В Костанае очисткой улиц от снега занимается 5 подрядчиков. Центральная часть на ТОО "Таза-Жол 2030". У них «кусок» города от

Павлова до Победы и от Чехова до Абая, вся Тарана. Плюс  Аль-Фараби до железнодорожного вокзала с привокзальной площадью. И парк Победы. ТОО "Жасыл Ел и К" обслуживает южную часть Костаная и центральный сквер, ТОО "Костанайзеленстрой" - северную. Восточной и западной частями занимается ТОО "АБЗ плюс". Улицы в Костанае-2 убирает ТОО "Вискор"

- Техники у нас хватает, - уверяет главный инженер ТОО "Таза-Жол 2030" Раиса ЛАНГ, - уже заготовили 6000 кубов пескосоляной противогололедной смеси. По технологии, как только пошел снег и выпал на 3 см, мы должны выпустить пескоразбрасыватели. Снег смешивается с песком, на асфальте не намерзает, и не образуются накаты. Через 3 часа должны выпускать подметательно-уборочную технику. Она работает все время, пока идет снег, с двухчасовыми интервалами. Если заявка от ЖКХ поступает вовремя, то технологию мы соблюдаем.

По словам главного инженера ТОО "АБЗ плюс" Владимира МЯГЧЕНКО, подрядчики должны очищать от снега как основные трассы, так и внутриквартальные. Ежедневно вычищать остановки, карманы, прибордюрную территорию.

- У нас 72 улицы, - объясняет Мягченко, - все они делятся на 3 категории. К первой относятся основные магистрали шириной от 8 м и выше. Таких у нас 88 210 кв. м. Ко второй - шириной менее 8 м (48 000 кв м). К третьей - все внутриквартальные проулки, проезды (76 500 кв м). На улицах разных категорий и разная интенсивность транспорта. Чем интенсивнее движение, тем чаще чистятся улицы. Кроме того, "АБЗ плюс" очищает от снега 27 остановок площадью 2700 кв. м, 200 кв. м карманов и 7980 кв. м прибордюрной территории.

- Определение границ закрепленной территории ни о чем не говорит, - считает директор ТОО "Таза-Жол 2030" Виктор ПОГОРЕЛОВ, - мы ежедневно получаем задания от заказчика - отдела ЖКХ. Если у нас центральная часть города, это не означает, что мы ее полностью убираем ежедневно. На это просто нет денег. Постоянно люди закреплены лишь на нескольких центральных улицах. К примеру, ул. Амангельды в центре, но там постоянно закрепленных людей нет, а на пр. Аль-Фараби есть.

Даже на тех улицах, где люди закреплены постоянно, нужно механизированное подметание. Оно осуществляется только по команде ЖКХ.

- Фирма-подрядчик сама не может выходить на очистку снега, - говорит Погорелов, - мы тогда наработаем на такую сумму, что в бюджете не хватит денег. Задания дают в соответствии с выделенными средствами. Хотя по нормам положено улицы подметать каждый день, некоторые - с интенсивным движением - по два, мы этого не делаем. На те объемы, которые дает ЖКХ, техники у нас хватает, некоторая даже простаивает. Если бы работали по технологии, мы бы пересмотрели свою материальную оснащенность.

Вечная мерзлота

Похоже  денег хватает почти исключительно на очистку центра. 17 ноября, спустя изрядное время после единственного по сути снегопада, при плюсовой температуре мы обнаружили наледь, закатанные снеговые кочки на многих улицах Костаная. Невооруженным глазом было заметно, что растаять лед не успел, а чистить его никто не собирался. На перекрестке ул. Летунова (которая была капитально отремонтирована в этом году) и Л. Беды - настоящая ледяная горка. Водители уверяют, что заторы тут не редкость.

 На капитально сделанной ул. Чернышевского - обледенелая остановка, в центре которой красуется жалкая жменька песка. По бордюрам - грязь и наледь. На перекрестке Победы-Урицкого - ледяная горка не меньше. По  Аль-Фараби на остановке "Большевичка" - сплошные груды льда. Не говоря уже о внутриквартальных улицах типа Железнодорожной и Дзержинского. Здесь - вечная мерзлота и грязь.

Зато 19 ноября по Аль-Фараби напротив экономического колледжа можно было наблюдать редкую картину. Несколько десятков "оранжевых жилетов" споро отбивали мельчайшие льдинки от бордюров. Экономический колледж как раз посещал глава области Сергей Кулагин.

Раздающий задания

- Нельзя сказать, что на центр города выделяем  больше всего средств, - отмечает начальник ГУ "Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Костаная" Роман КАНАВА, - просто в центре улицы протяженнее. Если в Костанае-2 одна улица и проулки, естественно, что туда нужно меньше средств и техники. А где улицы длиннее, там больше работы.

По словам Романа Канавы, при снегопаде в первую очередь дается задание очистить улицы с автобусным движением. В акимате Костаная есть круглосуточная служба "055". Ее специалисты «как только видят снег» звонят подрядчикам даже ночью. У фирм есть дежурные бригады, которые тут же выезжают на уборку.

- В прошлом году в ноябре в Костанае уже лежал снег, - говорит Канава, - в этом его еще нет - деньги мы экономим.

В регионах техники мало

Пока чиновники полагают, что удачно экономят деньги, подрядчики уверяют, что ни техники, ни денег им не хватает.

- На зимнее содержание дорог Рудного в 2008 году был выделен 31 млн тенге, - сообщил "НГ" директор рудненского ГКП "Рахат" Сергей БЕЙХЕРТ. - Всего у нас 15 единиц снегоуборочной техники. На 2-3 дня затягивается буран - это уже чрезвычайная ситуация для нас. Чтобы сразу охватить весь город и убрать снег, техники нужно в 2 раза больше.

Спецтехнику ГКП "Рахат" старается обновлять ежегодно. Для этого подает заявку в акимат Рудного. Если депутаты одобряют, то деньги в бюджете находятся.

- Один трактор плужно-щеточный с навесным оборудованием стоит 4 млн тенге, - рассказал Бейхерт, - самый дорогой - автогрейдер, до 20 млн тенге стоит. В этом году мы сделали заявку на новые кузова, КАМАЗы, снегопогрузочную технику. Надеемся, средства найдутся.

В Лисаковске на очистку первого ноябрьского снега технику вообще не выгоняли. Посчитали, что экономнее переждать.

- Мы только перекрестки посыпали песком, - объяснил начальник отдела ЖКХ акимата Лисаковска Мурат ТЛЕУБАЕВ, - посмотрели по прогнозам, что скоро потепление, и решили, что смысла гонять технику нет. Лисаковск очищает 12 машин, этого количества достаточно.

Но 3 автогрейдера, которые очищают от снега лисаковские улицы, старые, периодически ломаются. Самому «молодому» 17 лет.

- В этом году снег убирает частная фирма, - сообщил Мурат Тлеубаев, - а в следующем - акимат Лисаковска передаст эту услугу ГКП "Уста". Нам будет проще оснащать техникой и проще контролировать бюджетные траты в государственном предприятии.

Аркалык очищают от снега 18 единиц спецтехники. В этом году на уборку снега было выделено 4,5 млн тенге.

- Конечно, нам бы не помешало еще парочку снегоуборочных машин, - говорит главный специалист отдела ЖКХ акимата Аркалыка Марал МУСТАФИН. - Один трактор «К-700» и специальный ротор для очистки тротуаров. Было время, когда снег в Аркалыке убирало 5 предприятий, сейчас только 3. Раньше для зимнего содержания привлекалось 40 единиц техники, сейчас почти в 2,5 раза меньше.

В Житикаре технику на уборку снега в начале ноября не выгоняли. Да и не могли бы - пока не известен подрядчик.

4, 5 млн, которые нам выделяли на очистку снега в 2008 году, мы израсходовали в конце марта, потому что зима была снежная, - пояснил начальник отдела ЖКХ акимата Житикары Гани ЖАМАЛИЕВ. - На ноябрь-декабрь объявили дополнительный тендер. Разыгрываем еще 200 000 тенге, которые остались от ремонта дорог. Результаты будут известны 20 ноября.

Странные прогнозы

Исходя из чего чиновники закладывают в бюджете определенную сумму на очистку дорог от снега? Ведь если средств и техники постоянно не хватает, значит расчеты неверные. Примерную систему специалисты ЖКХ объяснили, но о точных цифрах почему-то забыли.

- Есть такое понятие, как 1 километропроход, - просвятил нас Гани Жамалиев, - оно показывает, сколько нужно средств на очистку 1 километра наших дорог. В самой Житикаре 27 км улиц, в районах - 257. Все это рассчитывается, но точной формулы у меня под рукой нет.

Как сообщил Роман Канава, учитываются также расходы за прошедший год и суммарное количество осадков в месяц. Но данных о том, сколько конкретно стоит очистить 1 км улицы в Костанае, и даже общей суммы, которая была выделена на очистку от снега в этом году, у него также не оказалось.

- В договоре между заказчиком и подрядчиком прописана стоимость вывоза 1 куба снега, стоимость очистки 1 кв. м дороги, - говорит Виктор Погорелов. - Ежедневно ЖКХ расписывает, сколько кубов снега нужно вывезти, сколько очистить квадратных метров улиц. Естественно, специалисты отдела не выходят за рамки выигранной на тендере суммы.

Похоже, никаких предварительных расчетов никто и не делает. Деньги выделяют, исходя из прошлогодних цифр, добавляют что-нибудь на инфляцию и - вперед, по старой кальке.

Хороша ли калька? Как оптимизировать расходы? Как чистить, исходя из потребностей, а не из наличия высокосидящей единицы на квадратный метр городской территории? Отвечать на эти вопросы чиновники, похоже, не научились. Достаточно взглянуть на схему закрепления предприятий за районами города и на количество задействованной там техники (см. рис. на стр. 6).

ОПРОС 

Влияет ли ежегодное увеличение финансирования на более эффективную очистку улиц городов области?

Виктор ШЕНГОФ, начальник ОДП Южного ОВД:

- Ежегодно увеличивается количество средств на очистку дорог от снега, но ежегодно увеличиваются и затраты. И зачастую они превышают увеличение. Хотя определенные сдвиги в сторону улучшения есть. Появляется более современная техника. Но недостатков тоже хватает. В частности - несвоевременный выход спецтехники на дороги. Все подрядчики работают по заявкам ЖКХ, а ЖКХ зачастую - по нашим предписаниям. Погода переменчивая. Допустим, с утра - гололед, они ждут до обеда, надеясь, что все само растает, чтобы сэкономить деньги. Мы начинаем давать предписания ЖКХ, пока это дойдет до подрядчика, проходит время. Зимой очень часто бывает, что пока мы не напишем предписание, техника на дороги не выходит. Возможностей равномерно чистить весь город, а не только центр, по-видимому, в бюджете пока нет.

Виктор МУЩИНСКИЙ, председатель ассоциации перевозчиков Костаная:

-  Конечно, спецтехника становится новее, улицы стараются чистить. Но зачем столько вытащили техники на дороги после первого снега? И в прошлом году была такая же история. Зато потом на других улицах, кроме Абая, тяжело заставить их убрать снег. Только когда пройдет 3-4 бурана и мы подрядчиков задолбаем звонками, они спохватываются. Я считаю: выпускать технику после первого снега - пустая трата денег. Ведь уже через 3 дня все растаяло. Нужно хотя бы чуть-чуть с синоптиками согласовывать свои действия. 

Амангельды КУСАЕВ, заместитель акима Рудного по вопросам ЖКХ:

- Я думаю, увеличение средств на конечный эффект особо не влияет. Раньше было много безработных людей, которых мы привлекали для очистки снега. Сейчас их все меньше. Приобретается более современная, дорогая техника. Деньги идут на модернизацию техники, увеличивается количество улиц, которые очищаются. В Рудном 69 улиц, которые стоят на балансе ЖКХ. Если раньше мы досконально убирали всего 7 из них, то теперь 20 с лишним. Если средства увеличиваются, то просто возрастает количество улиц, которые мы можем охватить, а эффект в принципе такой же и остается.

Николай ДОРОШОК, начальник отдела экономики и бюджетного планирования акимата Костаная:

- Конечно, дороги становятся чище. Убирают и окраины, и Костанай-2. Но пока у нас не настолько увеличиваются средства, чтобы можно было идеально очищать весь город от снега. Средств хватает примерно на 60-70% территории. В этом году из бюджета было выделено на зимнее и летнее содержание дорог 445 млн тенге. Как их в ЖКХ разделили, я не знаю. Сначала было 300 млн тенге, потом в июле мы добавили из бюджета еще 145 млн тенге. Нужно же, насколько я знаю, по подсчетам ЖКХ, около 1 млрд тенге, чтобы зимой и летом дороги было чистыми.

Виктор ПОГОРЕЛОВ, директор ТОО «Таза-Жол 2030»:

- Благодаря ежегодному увеличению средств на очистку, увеличивается количество улиц, которые мы можем очистить. Получается, что город становится из года в год гораздо чище. Хотя, конечно, чтобы убирать снег строго по нормативам, этих средств недостаточно. Насколько я знаю, еще в 2002 году подсчитывали, сколько нужно денег, чтобы подметать и чистить Костанай согласно СНиПам. Тогда речь шла о нескольких миллиардах тенге. К примеру, на летнее и зимнее содержание улиц Астаны, которая максимум в 2 раза больше Костаная, было в этом году потрачено 7 млрд тенге, а на Костанай - чуть больше 400 млн. Вот и сравните.

Схема закрепления территории Костаная за подрядчиками

Наличие техники и средств на очистку снега 

Фото Николая СОЛОВЬЕВА