Сказки об истории для взрослых

Посудите сами, чем нас усиленно потчует патриотическая кинокухня последних лет? Здесь и «Кочевник», и «Монгол», и «Ликвидация», и поражающий с первого же выстрела огромный немецкий корабль адмирал Колчак, и, конечно, «1612». Всюду вроде бы история, о чем явно напоминают имена реальных ее персонажей...   Но вот ликвидировал ли Жуков одесские банды так, как об этом говорят в народе? Хотите - верьте, хотите - нет. Это ваше дело. Поражал ли Колчак лично вражеский корабль? Ну так ли уж это важно. Главное: смотрится «клево». Были ли среди монголов те, что, напоминая помесь нинзя и самурая, сказочно ловко орудуя двумя мечами, могли с маху рассечь плотные ряды недругов? Да какая разница. А уж в «1612» вообще сплошные чудеса в решете. Чего стоит только пушка,  непонятно из чего скроенная, один выстрел которой так разносит польский пороховой склад.

Казалось бы, ну и что с того? Разве «Чапаев», «Броненосец Потемкин» или старый  «Александр Невский» копируют историю? Нет, конечно. Да и не дело искусства пытаться решить эту в принципе нерешаемую задачу. Однако уже только эти три киноленты, каждая по-своему,  стали событием и в жизни страны, и, думается, в мировом искусстве. Не особой зрелищностью. Не буквалистской правдивостью. А самобытностью. Сегодняшние же игры в историю, при эффектности  зрелищ, таланте актеров, колоритности, а то и историчности отдельных сцен слишком уж часто подражательны. Порою так и кажется, что их создатели один за другим норовят натягивать джинсы, из которых выросла вся Америка.

Быть может, я не прав, но частенько так и кажется, что иные из наших духовных пастырей, прикрываясь карнавальными масками Свободы и Плюрализма мнений,  хотят отучить нас от поисков истины и собственно Истории, не окутанной в ярко-кислотные ткани со штампованными линиями незамысловатых сюжетов.

Юрий БОНДАРЕНКО, профессор КГУ, Костанай