Не пора ли снижать цены?

Цены на рынке ГСМ в последнее время значительно снизились. Например, бензин Аи-80 стоит 60 тенге за литр, хотя цена достигала в августе 87-ми тенге. Та же ситуация и с дизельным топливом. Перевозчики постоянно сетуют на высокую стоимость горючесмазочных материалов и запасных частей и при малейшем поднятии цен на топливо заявляют о невыгодности и убыточности пассажироперевозок. Получается, если можно было заниматься перевозками в то время, когда топливо стоило 110 тенге за литр и взимать за проезд 40 тенге, то сколько же можно зарабатывать в то время, когда топливо стоит 87 тенге за литр, а проезд так и стоит все те же 40 тенге?

Мне кажется, что в условия всемирного экономического кризиса, когда даже в самых экономически развитых державах стоит вопрос о том, чтобы удержать экономику на плаву и не допустить массовой безработицы и социальной напряженности, наши бизнесмены-перевозчики должны задуматься о том, что их деятельность носит социальный характер. Ведь автобусом пользуются в первую очередь социально незащищенные слои населения: студенты, пенсионеры, школьники, служащие и рабочие. То есть те люди, для которых каждая копейка важна. Больно видеть и слышать разговор двух студентов на автобусной остановке: «Андрей, пойдем лучше в универ пешком, зато в обед сможем в столовую сходить». Выходит, если поехать на автобусе, то весь день придется ходить на занятиях голодным? И с каким здоровьем вырастет новое поколение, если оно уже сейчас вынуждено экономить на своих желудках?

Экономические отношения между клиентом-потребителем и услугодателем-перевозчиком не должны превращаться в игру в одни ворота. За этим обязан следить судья - исполнительная власть (акимат, антимонопольный комитет и т. д.). Власти должны инициировать снижение стоимости услуг, если на это не могут пойти услугодатели!

Такая же ситуация с ценами на хлеб: зерно урожая 2008 года в августе-сентябре стоило $260 за тонну, сегодня оно стоит $120-150. Почему снижение стоимости тонны зерна не отражается на стоимости муки, хлеба, который мы с вами каждый день покупаем?

Может руководители фирм-перевозчиков, мукомолы, пекари смогут ответить на поднятые вопросы? Мне кажется, они предпочтут отмолчаться, и все, что мы сможем от них услышать, это фраза: «Интервью не даем!» Мы говорим о рыночных отношениях, а в условиях рынка распродажи, акции, раздача подарков, замена дефектного товара, снижение стоимости для фирм невыгодны, однако они идут на это для поддержания имиджа. А для наших компаний имидж ничто?

Виктор СУСЕКОВ, Костанай