Мысль обретает форму

Испытания нейрошлема уже начались

Дмитрий УСТИНОВ, с использованием www.point.ru

Управлять героями игр можно будет силой воображения

Чтение мыслей - это уже не  фантастика, а реальность. Тезис этот подтверждают новые достижения ученых. Сканирование мозга - одна из методик, на которую специалисты возлагают большие надежды. Так, недавно стало известно, что процесс сканирования устанавливает, каких политических взглядов придерживается человек. Для этого самому человеку ничего не нужно говорить, по электромагнитной активности мозга будет видно, кто он - либерал или консерватор.

На несколько ходов вперед

Сотрудникам Будапештского университета удалось разработать систему, предугадывающую действие человека за две секунды до его исполнения. Открытие поможет ученым распознать значение того или иного сигнала головного мозга. Исследование проводилось на известной on-line игре YetiSports. Наблюдая за различными параметрами добровольцев, включая сердцебиение, электрическую активность мозга и проводимость кожи, ученые предугадывали, какую кнопку нажмет игрок, примерно за две секунды до нажатия.

- Благодаря сканированию мы сможем узнать информацию, которую получить иначе было бы невозможно, - считает ученый Джон-Дилан ХАЙНС. - Но мы должны быть готовы к самым неожиданным результатам.

Возможность читать человеческие мысли приведет к появлению протезов и инвалидных кресел, которые будут двигаться сами по себе, стоит лишь их обладателю подумать об этом. Кроме того, могут быть изобретены компьютеры, способные читать слова и предложения, которые человек формулирует в голове, и переносить их на экран. К примеру, компьютер сможет набирать текст, следя за мыслью пользователя. Да и военным новые разработки окажутся как нельзя кстати. Только представьте себе: электроника в истребителе будет реагировать на команды летчика в тот момент, когда человек только подумает о ней, то есть до нажатия той или иной кнопки. Только в пилоты при таком раскладе людей с богатой фантазией придется не брать - опасно.

Управляй мыслью

В скором времени любители компьютерных игр смогут управлять виртуальным миром посредством одних только мыслей и эмоций. Специальный нейрошлем, интерпретирующий взаимодействие нейронов головного мозга, в этом году поступит в продажу.

- Шлем считывает электрическую активность мозга и посылает расшифрованную информацию компьютеру через устройство беспроводной связи, - рассказывает Тан ЛИ, президент американо-австралийской компании Emotive.- Наша разработка позволяет игроку управлять игрой или виртуальным пространством естественным и интуитивно понятным способом.

По словам Ли, Emotive, компания, специализирующаяся в области нейроинженерии, создала мозговой компьютерный интерфейс, способный считывать электрические мозговые импульсы и передавать их в понятной для компьютерной игры форме, что позволяет динамично управлять ходом игры. Шлемы, способные считывать нервную активность, не являются чем-то новым, однако госпожа Ли утверждает, что их разработка,получившая название «Эпок», является первым игровым устройством для массового потребления. Устройство стоимостью $299 оснащено гироскопом для определения движений и беспроводным передатчиком. Шлем способен определять 30 различных выражений (улыбка, смех, подмигивание, шок, злость), эмоций (возбуждение, раздумье, напряжение и подавленность) и действий - толкать, тащить, поднимать, бросать и вращать). Игроки могут двигать объекты одним усилием мысли. Emotive, работая в сотрудничестве с IBM, стремится развить технологию для дальнейшего использования «на стратегических рынках коммерческих организаций и виртуальных миров». По словам Пола ЛИДАКА, вице-президента IBM Digital Convergence, мозговые компьютерные интерфейсы, такие, как «Эпок», являются важным компонентом будущего трехмерного Интернета и будущих виртуальных коммуникаций.

Фото www.google.com