Человек, который делает лица

Виктор Щербаков: «В нашем деле нужно быть очень скрупулезным, усидчивым»

Зульфия НАБИЕВА

Стать мастером-гримером Виктору Щербакову помог... 1937 год

Если для зрителя театр начинается с вешалки, то для актера выход на сцену начинается с гримерной комнаты.  Заслуженный гример Казахстана, доцент Алматинской академии искусств Виктор ЩЕРБАКОВ - личность незаурядная и неординарная во всем. Не имея высшего образования, он самостоятельно достиг совершенства в своей профессии. В Костанай Виктор Алексеевич приехал вместе с труппой Казахского академического театра драмы им. М. Ауэзова.

Из подмастерий в мастера

- В театр я пришел в 13 неполных лет. Получилось это случайно, - рассказывает Виктор Щербаков. - Мы с мамой жили в театральном общежитии. По соседству с нами проживал мастер своего дела, художник-гример Сергей Иванович Гуськов.

В Казахстан Гуськова сослали в 1937 году - за то, что он в своем выступлении на съезде гримеров в Москве посмел сказать, что самые лучшие краски и гримы немецкие. За эти слова получил срок и был выслан из страны, оставив работу во МХАТе и на «Мосфильме».

- Моя мама работала у него прислугой, - вспоминает Виктор Алексеевич, - вела  хозяйство, убирала квартиру, печку топила, воду носила. В те годы такого не было, конечно, чтобы кто-то имел прислугу, но он мог себе это позволить. К театру я до встречи с Сергеем Ивановичем не имел абсолютно никакого отношения.  Когда немного подрос, он спросил у мамы: «Хочет ли Витюшка, чтобы я обучил его своему ремеслу?». Я сначала засомневался, а потом он у меня лично спросил, и я согласился: уж больно интересен мне был театр. Так вот в 1949 году я пришел учеником в театр. Он тогда был еще объединенный: русский и казахский театры работали под одной крышей.

13-летний подмастерье разносил грим, вазелин, в общем, помогал актерам как мог. Потом стал заниматься пастижем: шитьем париков, изготовлением кос и шиньонов.

- Гуськов обучил меня всем премудростям театрального мастерства, - говорит Щербаков. - У него было пять учеников, из этих пяти только я остался верен своему ремеслу. С 1953 года взяли в штат театра. Знаете, я ведь никакой вуз никогда не заканчивал, у меня даже диплома никакого нет. Ведь раньше как считалось: гримерное дело было ремеслом и передавалось от мастера к мастеру. Я до сего дня говорю спасибо своему учителю. Если бы не он, я в этом году не отмечал бы свой 55-летний трудовой стаж.

Когда в 1963 году театры разделились, он остался в казахском, где работает и поныне. Сейчас за плечами мастера не только огромный опыт работы художником-гримером, но и 25-летний срок преподавания в академии искусств. В этом году он выпускает уже четвертую группу студентов, которые изучают пастиж, грим, парикмахерское дело, историю прически, скульптуру, рисунок и живопись.

- У меня в каждой области работают мои ученики. - говорит Щербаков. - Но есть и такие, кто уехал в Россию, одна студентка даже отправилась покорять Францию.

Психолог с гримом в руках

Как поясняет Щербаков, гример должен очень хорошо знать все выпуклости и впадины лицевого черепа и анатомию, потому что приходится порой гримировать и тело.

- Работа гримера очень интересна, ее нужно любить, - уверен художник-гример. - В нашем деле нужно быть очень скрупулезным, усидчивым. Например, на создание одного парика уходит 2-3 дня непрерывной работы. За всю свою жизнь я их столько сшил, что подсчитать не берусь. Но за более чем полувековую деятельность в театре я нисколько не устал. Наоборот, с каждым днем рождаются новые идеи, что-то придумываю, фантазирую.

Как  признается мастер, самые трудные и сложные в работе - это портретные гримы, которые приходится делать по несколько часов:

- В спектакле «Ленин в 1918 году», который мы ставили на сцене нашего театра к 100-летию со дня рождения Владимира Ильича, у меня было пять или шесть портретных гримов. Это к каждому образу нужно создать свой паричок, усы, бровки, бородку, да такие, чтобы были похожи на оригинал. Из обычного актера нужно сделать живую копию настоящего Ленина, то есть попросту это переделка лица под образ. Ведь если художник рисует на белом чистом листе, он может что-то подтереть ластиком, то в нашей профессии ничего не уберешь, не вырежешь и не удалишь.

Приходилось Виктору Щербакову делать работу, не связанную с театром, - гримировать лица, деформированные в дорожно-транспортных происшествиях.

- Раньше мы, гримеры, были на особом счету и состояли на учете в МВД, привлекались для работы при опознаниях. Мы делали подставных лиц похожими на подозреваемого. 

В ходе нашего разговора Виктор Алексеевич по ходу дела споро и умело гримировал актера. Руки плавно и без лишних движений совершали работу по перевоплощению актеров в героев спектакля.

- У меня два взрослых сына: из них никто не пошел по моим стопам, - смеется Щербаков. - Один стал инженером, другой в органах внутренних дел работает. Внуки - и те не хотят продолжать мое дело. А я и не заставляю, ведь профессию каждый выбирает по душе. Я вот выбрал и не ошибся.

Фото Николая СОЛОВЬЕВА