«Ни одним органом не чувствую, что 70...»

Сергей Никоненко юбилей отметил в Германии, был на гастролях

izvestia.ru, kp.ru, rian.ru

Юбиляр Сергей НИКОНЕНКО сыграл 200 ролей и не останавливается

Только что зритель увидел его в ленте «Мастер и Маргарита» Юрия Кары, наконец-то пробившейся к зрителю. Кроме того, он играет в фильме «Кедр» пронзает небо», стартовавшей на телевидении аккурат к юбилею Никоненко 16 апреля. В этом фильме он играет заместителя Берии по космическим программам Ивана Серова. На 2011 год заявлено 4 картины с его участием, есть планы съемок и в Казахстане.

Колобок пришел и ...

- Вы ведете невероятно активную творческую жизнь. Как справляетесь с нагрузкой?

- Надо выстраивать правильный график и все записывать. А для обновления сил - хорошо высыпаться. Я приучил свой организм спать даже в экстремальных условиях. Могу в перерывах между дублями прилечь минут на двадцать. Главное - отключиться. Вечером могу стопочку с селедочкой принять, это хорошее снотворное. Если не злоупотреблять, то водочка действует на организм как биологическая добавка. Я люблю активную жизнь, и ездить мне нравится. Меня стали привлекать к мероприятиям Союза кинематографистов в годы, когда я даже членом СК не был. В составе киноделегаций я ездил на разные дни культуры и искусства - в Прибалтику, Молдавию, Закавказье, Среднюю Азию, на Украину.

Расскажу об одной своей поездке в Литву. Это было то ли в 92-м, то ли в 93-м году, когда размежевание уже произошло. Меня пригласили выступить в Вильнюсе. И вспомнил, что в Вильнюсе в пылу обновления убрали памятник Пушкину. Ну, думаю, я вам продемонстрирую всю силу нашего гения. И выучил поэму «Бахчисарайский фонтан». Для единственного выступления, больше нигде ее не читал. Приехал в Вильнюс, вышел на сцену. Сорок пять минут - и все это время тишина была такой, аж воздух дрожал. Конечно, потом я им сказал о несправедливости по отношению к Пушкину. И что вы думаете - вернули памятник!

- Вы с программами стихов и по московским школам выступаете не первый год. Как нынешние дети - слушают?

- Вначале удивляются: смотри, мол, Колобок из «Каменской» пришел, а потом замечательно слушают. По глазам видно, как они жадно хватают музыку стиха. Подростковую аудиторию надо сначала загипнотизировать. Поэтому любую программу в школах я начинаю с Пастернака. Следом - Гумилев. Старшеклассники понимают, что с ними разговаривают по-взрослому. А такой разговор они уважают. Красивый русский язык способен заворожить и самых хулиганистых.

Его Есенин

- Откуда у вас такая любовь к поэзии?

- От отца. Он воевал, потом работал шофером, но обладал поэтической натурой. Очень любил стихи. И мама, хотя работала на фабрике, от природы была актрисой. Если о чем-то или о ком-то рассказывала, обязательно показывала в лицах.

- А Есениным вы стали заниматься после главной роли в фильме Геннадия Шпаликова и Сергея Урусевского «Пой песню, поэт»?

- Да. Но когда я после долгих поисков выяснил, что родился и всю жизнь прожил в доме, который связан с жизнью Есенина, то понял: это мне знак. Надо его отрабатывать. Так появился Есенинский культурный центр. Располагается в Сивцевом Вражке. Здесь, в доме 44, на первом этаже, жила первая жена Сергея Есенина - Анна Изряднова, поэт часто бывал в ее квартире. Я добился перевода квартиры в нежилой фонд. Центр создавал вместе с поэтом Юрием Паркаевым и моей женой Екатериной Ворониной. Школьники приходят целыми классами. Экскурсии у нас бесплатные. А в селе Константиново я занимался восстановлением колокольни храма Казанской иконы Божией Матери.

- Вы занимались поиском американской кинохроники Есенина. Удалось найти?

- История трагическая. Мне моя интуиция подсказывала, что когда Айседора Дункан приезжала с Есениным в Америку, их обязательно кто-то должен был снимать. Я начал наводить справки, но последнюю информацию получить так и не успел - офис, куда я должен был пойти, располагался в одной из башен-близнецов в Нью-Йорке... Так что пока ничего найти не удалось, но я еще надеюсь.

Лучшее занятие в мире - чтение

- Я пыталась сосчитать все ваши роли и сбилась на 170-й. Вы ведете реестр?

- Это делает сын. У меня свыше двухсот ролей. А если добавить студенческие короткометражные фильмы, «Ералаш» и «Фитиль» советских времен, то еще больше. Жду и надеюсь, что телевидение все-таки покажет многосерийную экранизацию романа Владимира Орлова «Аптекарь». Фильм снимал молодой талантливый режиссер Александр Баршак.

- Среди ваших работ, которые зритель никак не увидит, - телефильм «Аннушка»...

- В 2009 году я как режиссер снял 16-серийный фильм и сыграл одну из ролей. Сдал картину заказчикам, мне сказали спасибо. Отправили фильм на фестиваль в Ялту, там актриса Кристина Бабушкина получила приз за женскую роль второго плана, а дальше - тишина. На Украине его уже показали, были хорошие отзывы, а вот в России пока никак. Это социальная драма про любовь и доброту. Главные героини - две женщины, мать и дочь. Действие происходит с 1976 года по 2001-й в российской глубинке и чуть-чуть в Москве. Я показываю жизнь простого народа, по которой прокатились исторические события последних десятилетий... Не понимаю я такой программной политики каналов. Фильм не про стрелялки-догонялки не может пробиться.

- Уже который сезон мы видим вас в сериале про Каменскую. Не устали от своего полковника Гордеева, Колобка?

- Нет, не устал... Мне интересны такие персонажи, я стараюсь делать их неоднозначными. Например, в последнем сезоне уже видно, что Колобку пора на пенсию.

- Но вы-то не собираетесь?

- Нет, мне нравится быть в окружении молодых коллег. Люблю их послушать, сам могу что-то интересное рассказать. И пока не чувствую реакции: мол, вот привязался старик со своими воспоминаниями (смеется). Я и разговор о современной литературе могу поддержать, Пелевина читаю - и не только потому, что в спектакле «Чапаев и Пустота» играл. Правда, в кино наши вкусы не всегда совпадают. Я пытался смотреть «Черного лебедя», уговаривая себя, что это номинант «Оскара», но так и не смог, ушел из зала.

- Что, кроме творческой жизни, вас радует?

- Лучшее занятие в мире - чтение. Мне на прошлый день рождения подарили электронную книгу. Теперь перечитываю и заново для себя открываю Бунина, Толстого. И так мне понравился этот, как говорят молодые, гаджет, что я решил брать уроки компьютерной грамотности. Уже умею сохранять тексты, отправлять и получать почту. А главная моя радость сегодня - внук Петр. Ему три года и восемь месяцев. Свободное время отдаю ему. Когда пришли с Первого канала снимать про меня фильм, он показал им класс - продекламировал лермонтовское «Бородино». С выражением.

Из биографии юбиляра

Сергей Никоненко родился в 1941 году в семье шофера и стеклодувщицы лампового завода.

- 21 июня папа посадил нас в поезд и отправил к себе на родину, под Вязьму, - вспоминает юбиляр. - Для 41-го года самое кровавое, самое страшное место... Так что я свое раннее детство провел на оккупированной территории, и меня, как мама рассказывала, фашисты даже брали на руки и нянчили. Была со мной такая история. Я ужасно хотел есть, реву, реву. Мать пошла к соседке, выпросила половинку мерзлой картошины. Принесла, я в нее вцепился, и она сразу же попала мне в дыхательное горло. Я стал синеть, задыхаться. Меня держали за ноги и выбивали эту картошку. Выбили... Больше есть не хотел.

Впервые на сцену Сережа вышел в школе. К Новому году готовили праздничный концерт. Все роли были расписаны, и лишь Снегурочку некому было играть.

...А из десятого класса его отчислили за неуспеваемость. Пришлось Никоненко идти в школу рабочей молодежи, а параллельно работать кондуктором в автобусном парке. После вечерней школы Сергей отправился поступать на артиста. В четырех театральных вузах отказали. В конце концов поступил во ВГИК. Когда он принес студенческий билет, отец посмотрел и сказал: «Да, исключительно. Ну, может быть,будешь руководить драмкружком где-нибудь на станции Вязьма-товарная».

- До сих пор какой-то старческой дряблости в поступках и в организме я еще не заметил. То, что мне 70, одна голова чувствует, - признается Никоненко. - Ритм по-прежнему бешеный. В прошлом месяце был на гастролях в Красноярске, Алматы, Краснодаре и Питере. Все так пролетело - 50 лет актерской деятельности будто и не бывало. При том что первый полноценный отпуск - три недели - я взял лишь через 24 года беспрерывной работы.

Фото www.1tv.ru