Вибрирующая педаль

Дмитрий ВАСИЛЬЕВ, ng@ng.kz

Особенности работы АБС 

Еще летом вы купили подержанную иномарку и, порулив на ней несколько месяцев, вроде бы  хорошо начали чувствовать ее поведение на дороге. Но вот случился первый гололед. Вы подъезжаете к перекрестку и видите, что на светофоре загорается желтый свет. Начинаете резко тормозить, но что это: тормозная педаль начинает вибрировать, слышно какое-то потрескивание, а машина продолжает двигаться. Лихорадочно думаете, что еще предпринять, чтобы остановиться, но, к счастью, все заканчивается благополучно: автомобиль замер у светофора. Что же произошло? Что-то неладно с тормозами? Оценить ситуацию мы попросили старшего преподавателя инженерно-технического факультета Костанайского госуниверситета Геннадия САВЕЛЬЕВА:

- В данном случае с тормозами все нормально. Надо так понимать, что этот автомобиль снабжен антиблокировочной системой торможения (АБС). Если при нажатии на тормозную педаль водитель почувствовал, что она завибрировала и послышался характерный звук - значит, сработала АБС. То, что автомобиль сразу же не остановился, не означает, что не происходит торможения. Да, колеса продолжают вращаться, но это и хорошо. Если бы они на такой дороге заблокировались, то машину бы занесло. Она могла оказаться на полосе встречного движения или на тротуаре. Со всеми неприятными для такого случая последствиями. Что касается длины тормозного пути, то при одинаковых условиях у автомобилей с АБС он будет короче, чем у тех, которые не оборудованы этой системой. Но самое главное для таких случаев - машина с АБС при торможении не изменит направления своего движения.

Такой эффект достигается за счет того, что специальные датчики контролируют частоту вращения каждого колеса. В случае, когда торможение происходит на дороге с низким коэффициентом сцепления, тормозные колодки могут заблокировать колеса, они перестают вращаться, и тогда под воздействием энергии движения автомобиль переходит в скольжение. Справиться с его управлением в таком положении бывает невозможно. Контроль скорости вращения колес позволяет своевременно выдать сигнал модулятору давления тормозной системы по уменьшению давления на тормозные колодки. Торможение не прекращается, но колеса продолжают вращаться. Именно поэтому и не нужно пугаться, если вы на скользкой дороге начали тормозить, а машина продолжает движение. Но это не означает, что при наличии АБС нет необходимости беспокоиться о скоростном режиме при поездке по скользкой дороге. Тут важно учитывать, что при одной и той же скорости тормозной путь по скользкой дороге все равно будет больший, чем по сухому асфальту. АБС дает лишь устойчивость в направлении движения.

Если у вас раньше был автомобиль без автоблокировки торможения, то для адаптации к новой машине нужно попробовать торможение с применением АБС. Для этого выберите ровную площадку, где есть сухой асфальт и наледь. Разгоните автомобиль на небольшой скорости и, наехав на эти участки, резко затормозите. Прочувствуйте, как машина будет себя вести. После таких упражнений вы на скользкой дороге будете более уверенным. Заодно посмотрите исправность АБС, если купили подержанный автомобиль и не проверили его на СТО.

Кстати, сегодня на автомобилях устанавливается все больше и больше различных электронных систем, например, антипробуксовочная или экстренного торможения. Чтобы их срабатывание не застало вас врасплох, советую их также предварительно опробовать.

В целом антиблокировочная система торможения достаточно надежна, но при неквалифицированном ремонте тормозной системы могли повредить ротор датчика частоты вращения колеса, от которого идет сигнал на датчик, повредить сам датчик или провод, идущий  от датчика на электронный блок управления. Если АБС неисправна, то не будет вибрации тормозной педали, а заблокированные колеса оставят на дороге след от скольжения. Поэтому менять тормозные колодки нужно достаточно осторожно. А лучше доверить эту операцию квалифицированному мастеру.