«27 букв мы еще не произносили»

Полвека в театре, 45 в браке - Басилашвили любитель бега на длинные дистанции

www.kp.ru

Воланду, Бузыкину, графу Мерзляеву и заключенному Рябинину - 75 лет

Столько исполнилось 26 сентября народному артисту СССР, великолепному Олегу Валерьяновичу БАСИЛАШВИЛИ. «Мастер и Маргарита», «Дни Турбиных», «Осенний марафон», «О бедном гусаре замолвите слово», «Служебный роман», «Вокзал для двоих» - большинство нас, живущих не в столицах, знают его по этим фильмам. Но Басилашвили еще - и в первую очередь - один из немногих оставшихся классиков санкт-петербургского Большого драматического театра, которому отдал полвека. А еще в противовес коллегам по цеху, которые часто заявляют о своей сознательной аполитичности, он артист-гражданин. Это почти уже и не встречается...

7 фактов о Басилашвили

1. Дед артиста Ношреван Басилашвили был полковником царской армии. После он возглавлял полицию Тифлиса и арестовывал Иосифа Джугашвили.

- В 1939 году Сталин все припомнил, - рассказывал сам актер. - Деда арестовали и посадили в тюрьму. Его били так сильно, что все русские слова он стал говорить наоборот. Вместо «хлеб» - «белх», вместо «мама» - «амам».

2. Земля на границе Грузии и Южной Осетии принадлежит роду Басилашвили. Согласно легенде ее подарил предку артиста случайно встреченный им грузинский царь. Когда уже сам Олег ездил посмотреть на родину предков, ему сказали: «Видишь эту землю? Ее никто не занимает, она ваша. Приезжайте, стройте, живите».

3. Коренной москвич, Басилашвили практически всю жизнь провел в питерском БДТ, куда его «по блату» устроила жена. Когда руководитель БДТ Георгий Товстоногов пригласил гремевшую на всю страну Доронину в свою труппу, она поставила главным условием принять и Басилашвили. Условие было выполнено, но через 7 лет супруги развелись, Татьяна вернулась в Москву, а Басилашвили остался в Питере на всю жизнь.

Через год после того как актер развелся, он встретил журналистку Галину Мшанскую. Сейчас их брак уже перевалил за 45-летнюю отметку, что сродни рекорду в актерской среде. У них две дочери - Ольга и Ксения, а в феврале нынешнего года Басилашвили стал дедушкой. Ольга родила ему внучку Маринику, что означает «госпожа Победа» (Мари - госпожа, Ника - победа).

4. Во время съемок фильма «Вокзал для двоих» Басилашвили два месяца провел в подмосковной колонии для несовершеннолетних. Прототипом его героя, заявившего, что за рулем сбившей человека машины сидел он сам, был известный композитор Микаэл Таривердиев. А за рулем авто в реальности сидела знаменитая актриса Людмила Максакова. Только Таривердиев в колонию не попал, его спасла амнистия.

5. Басилашвили входил в обойму «рязановских актеров». Одна из главных ролей в «Иронии судьбы, или С легким паром!..» тоже была отдана ему. Басилашвили даже успел сняться в нескольких эпизодах. Но из-за смерти отца актер должен был уехать и отказаться от роли Ипполита. На память о несыгранной роли остался лишь один эпизод в фильме: Надя выбрасывает из окна фотографию Ипполита, а в снег падает изображение... Басилашвили. Момент, снятый в самом начале, просто забыли заменить.

6. В годы перестройки Басилашвили был ярым сторонником демократии и даже избирался депутатом Верховного Совета. Но это не принесло ему ни славы, ни внутреннего удовлетворения. Более того, хождение в политику едва не закончилось для актера печально. Однажды на выходе после очередного заседания его атаковала толпа митингующих коммунистов.

 - Я чуть не лишился жизни, - вспоминал Басилашвили. - Мне бросали в лицо горсти медных монет. Я был весь избит и оплеван.

«Я видел товарища Сталина в гробу»

В знаменитых «Осеннем марафоне» и «Вокзале для двоих» Басилашвили создал советский мужской характер. Был такой симпатичный тип интеллигента, в чем-то слабого, милого, который не мог как следует самореализоваться, и была выпивка, и была любовь. Создать столь же яркий образ на современном - постсоветском -  материале не удалось. Актер говорит, что просто не было такой роли в современном российском сценарии или пьесе.

 - А в чем, на ваш взгляд, разница между советским и постсоветским человеком? Что переменилось по существу?

- Я себе часто задавал этот вопрос... Говорили: дружба народов, русский с китайцем братья навек, с грузинами - навек, русские и татары, татары и евреи, евреи и монголы, на базарах продавали семечки, все были вместе. И вдруг в один прекрасный день все друг друга возненавидели? Прибалты, оккупированные Советским Союзом, - отдельная статья. Но что и грузины с русскими стали вдруг враждебно относиться друг к другу?

- Власти - враждебно. Обычные люди, интеллигенты остались близки.

- Да. Но что-то надломилось. Трещина какая-то...

- Мне кажется, речь о манипуляциях...

- Мы не маленькие дети, чтобы нами манипулировать.

- О-о! Манипуляции, льющиеся с экрана...

- Хорошо, я задам другой вопрос. Вспомните стояние вокруг Белого дома в период ГКЧП. Вспомните лица людей - богатых, бедных, кооператоров, воров в законе, честных. Как они стояли, взявшись за руки, и говорили: пусть нас убьют. Прошло время - я спрашиваю: где эти люди?

- Они те же самые, только...

- Только что? Разуверились в идеалах? Поменяли свои мнения в результате телевизионной пропаганды? Какая-то часть, может, поддалась. А где остальные? Дома сидят. А чего они сидят дома?

- Другой виток истории...

- Мне кажется, большинство народа делало политический заказ вот на что. Вспомните, при Брежневе и при Горбачеве - отсутствие каких-либо товаров в магазинах. Суповые наборы из костей, лежавшие на голых грязных прилавках, и за ними стояла очередь. Вспомните эти знакомства с директорами магазинов, чтобы пять-шесть апельсинов для больной дочери принести. Люди сказали: мы так больше не можем жить, мы хотим жить по-человечески. Я хочу купить землю и построить себе домик! Дайте нам возможность строить, ездить за границу, смотреть, как живет Америка, Новая Зеландия, мы не хотим стоять в очередях... Все произошло. Магазины насытились товарами, никакого дефицита, за границу - пожалуйста, нужны доллары - вот тебе доллары. И на этом реформы прекратились. Почему? А потому что дальше народ не настаивал. Людям показалось, что этого достаточно. Наша революция привела к тому, что все есть. А чего там говорят демократы: надо судебную реформу, реформу милиции, ФСБ - в конце концов, не так важно. Люди не поняли, что это необходимо. Что без этого не будет развиваться частная собственность, не развернется антимонопольная деятельность, будет увеличиваться пропасть между бедными и богатыми. Но теперь, мне кажется, в людях рождается понимание, что вместо целого алфавита реформ, мы коснулись только первых букв, А, Б, В, а остальные двадцать семь еще не произносили!..

- У вас всегда был такой гражданский темперамент или в молодости вы были другим человеком?

- Я застал Иосифа Виссарионовича Сталина. Видел его неоднократно на Мавзолее, в белом мундире с золотыми пуговицами. Обаятельнейший человек. Махал нам рукой. А мы проходили и кричали: «Сталин!» Задерживались, но солдаты проталкивали, чтобы проходили, проходили. После этого я видел товарища Сталина в гробу в Колонном зале Дома Союзов. А потом я видел Никиту Сергеевича Хрущева в Вахтанговском театре, где у нас были гастроли, и он пришел на спектакль «Иркутская история», и вышел Пашка Луспекаев, а ложа, где Хрущев сидел, почти на сцене, и Пашка растерялся и заорал: «Здрасьте, Никита Сергеевич!» А потом уже стал говорить слова роли... Я видел многих: Брежнева, Андропова, Горбачева... И Бориса Николаевича Ельцина, к которому я испытываю чувство искреннего уважения. Ему говорили: вот эти мэнээсы в розовых штанишках... А он в ответ: да, мэнээсы, но мне нужно окружение моложе, чем я, и умнее, чем я, и они будут работать. Такую фразу «умнее, чем я», никто из руководителей никогда у нас не произносил.

- Олег Басилашвили на рассвете и Олег Басилашвили в зените - один и тот же человек?

- Конечно, это разные люди, кости, кожа поменялись, но в общем, то же самое. Я очень скучаю по детству, по маме, отцу, бабушке, по Покровским воротам, где я родился и прожил двадцать лет. Но я вспоминаю себя, приветственно машущим Иосифу Виссарионовичу. И вспоминаю себя на даче в Пушкино, когда мы с товарищем шли и ели мороженое с вафельками, а там стояли составы товарные с зарешеченными окнами, и возле часовые, и из этих душегубок руки какие-то бледные, и оттуда нам пытаются что-то сказать, а мы идем и спокойно едим эти вафельки... И это долго длилось. И уже под влиянием Андрея Дмитриевича Сахарова, этой его фигуры нелепой, которая пыталась что-то сказать с трибуны, во мне проснулось то, что проснулось. Я понял, что мало сцены, на которой ты играешь, что можно и нужно говорить что-то прямым текстом вслух.

Дословно

Татьяна МОСКВИНА, «Аргументы недели»:

- За глаза Олега Басилашвили называют Басик, и если кому-то чудится тут ласковое кошачье имя Барсик, то случайно ли? В нашем большом русском доме культуры есть актеры-иконы, на которые молятся, есть актеры-картины, которыми любуются, есть актеры-мебель: кто-то должен ведь и просто надежно служить... А Басилашвили вполне можно в шутку представить как актера-кота, всеобщего любимца, которым восхищаются даже тогда, когда он вроде бы «ничего не делает», изысканно-лениво шевеля лапами.

Фото vladnews.ru