Виртуальный планетарий

Stellarium позволяет увидеть картину неба из любой точки земного шара

Сергей и Марина БОНДАРЕНКО, www.3dnews.ru

Обзор программ-путеводителей по звездному небу

Заглянуть в глубокий космос и изучить его можно, не выезжая за город и даже не имея телескопа. Запасаемся необходимым софтом, и вот мы уже в виртуальной обсерватории. Предлагаем вашему вниманию самые популярные компьютерные звездные карты.

Stellarium 0.10.0

Следуя принципу «обучение должно быть бесплатным», виртуальный планетарий был задуман как свободная программа с открытым исходным кодом. Stellarium доступен как для Windows, так и для платформ GNU/Linux и Mac OS X.

Используя технологии OpenGL и SDL, программа моделирует небосвод, обозначая на нем звезды, планеты, туманности и другие небесные тела. Этот интерактивный планетарий похож на компьютерную игру - с помощью мыши вы осматриваетесь в некотором виртуальном трехмерном пространстве, наблюдая за тем, как расположены в данный момент звезды и планеты. При помощи скроллинга можно приблизить любой фрагмент небосвода, чтобы рассмотреть его лучше. Работать с виртуальным планетарием очень просто, тем более что Stellarium позволяет в настройках выбрать русский язык, так что имена небесных тел и прочие обозначения на карте выглядят привычным образом.

Для правильного определения положения созвездий программа учитывает географическую широту и долготу точки, в которой находится в данный момент наблюдатель. Stellarium уже содержит базу данных с точными координатами географических мест, из которых другие пользователи программы-планетария уже просматривали виртуальный небосвод. Если названия вашего города в списке не обнаружится, его можно добавить вручную, указав координаты расположения и указав страну, в которой он находится.

Степень детализации картинки звездного небосвода можно приравнять к изображению, полученному с помощью очень сильного телескопа. Чтобы начинающему астроному было легче ориентироваться в многообразии небесных тел, в программе можно включить прорисовку линий, соединяющих отдельные звезды в созвездия. Кроме того, на эти созвездия можно наложить древнее представление карты звездного неба, на котором художественно представлены Геркулес, Змееносец, Волопас и др.

Еще одна особенность Stellarium - возможность увидеть, как будут выглядеть звезды, если смотреть на них не с Земли, а с другого небесного тела, например, с Луны, Меркурия, Марса или с какой-нибудь другой планеты.

Celestia 1.5.1

Представьте планетарий, в котором можно не только рассматривать созвездия, но и перемещаться в трехмерной модели космоса. Это возможно в Celestia. Этот планетарий моделирует трехмерную модель нашей Вселенной и дает возможность пользователю быстро перемещаться между любыми уголками космоса, даже самыми удаленными. Даже если точные координаты планеты или звезды, к которой необходимо переместиться в виртуальном космосе, неизвестны - не беда, главное - помнить точное название небесного тела.

Поскольку карта звездного неба является интерактивной, положение звезд зависит от выбранного времени. Чтобы проследить за траекториями движений планет и прочих объектов, можно понаблюдать за их перемещением, ускорив течение времени в программе. Можно также замедлить ход времени в программе или вообще остановить его, прекратив движение небесных тел.

В Celestia можно выполнять захват экрана, благодаря чему все происходящее в окне программы может быть записано в видеофайл.

RedShift

RedShift - это настоящая трехмерная энциклопедия космоса, которая вобрала в себя почти все, что человек смог узнать к этому моменту о вселенной. Она включает в себя подробнейший атлас звездного неба, галерею фотографий наиболее значительных и интересных небесных объектов, а также задокументированные результаты астрономических наблюдений и даже свою Книгу рекордов.

RedShift предоставляет возможность совершить виртуальные экскурсии по галактикам, сопровождая происходящее на экране пояснениями и выводя полную информацию о показываемых пользователю объектах. Программа поддерживает работу с манипулятором (например, с джойстиком), с помощью которого можно изменять направление визирования и местоположение, а также управлять полетом в виртуальном трехмерном пространстве космоса. RedShift способна выполнить расчет и показать визуализацию всех важнейших астрономических событий, как тех, которые имели место на протяжении многих тысячелетий, так и тех, что произойдут в будущем.

Несмотря на то, что создание проекта RedShift велось западными разработчиками, на данный момент существует русский вариант программы (правда, только для шестой версии, в то время как на английском языке уже доступна седьмая версия продукта). Большое количество статей озвучивается приятным закадровым голосом, так что работа с этой энциклопедией напоминает просмотр хорошей научно-познавательной передачи. Данные, которые предоставляет виртуальный планетарий RedShift, не устаревают - программа автоматически загружает из Интернета свежие базы комет, астероидов и космических аппаратов, поэтому карта звездного неба в RedShift содержит даже совсем недавно открытые небесные тела.

Программа RedShift поддерживает работу с популярным сервисом Google Map (Карта Земли Google), благодаря которому в программе можно увидеть снимки высокого разрешения, полученные со спутника, и выбрать точку наблюдения.

Недостаток у RedShift, пожалуй, только один - программа не имеет триал-версии, и поэтому поработать с ней можно только после приобретения лицензии.

Stellarium 0.10.0

Разработчик: Фабиан Шеро и др.
Размер дистрибутива: 41 Мб