РК включает «форсаж»

Призыв сплотиться вокруг курса президента озвучили костанайские делегаты

Евгений ШИБАРШИН

Назарбаев поставил задачи по развитию экономики на 5 лет

Выступая на 12 съезде партии «Нур Отан», глава государства представил участникам форума базовые принципы своего Плана посткризисного прорыва экономики страны. Начать он предложил с  пятилетки «форсированного индустриально-инновационного развития», старт которой запланирован на январь 2010 года.

Главное - спокойствие!

Казахстанский руководитель в своих последних публичных выступлениях применяет одну и ту же схему: несколько слов о том, что кризис пришел в нашу страну извне, потом об эффективности принимаемых властью антикризисных мер, после чего более подробно - каким Казахстану быть после кризиса. С точки зрения политтехнологии методика безупречна. Такие речи успокаивают широкую публику. Возможно, их смущает «нулевой рост» ВВП, но как раз для такого случая идеи о «форсировании» и «прорыве» очень будут кстати. По-другому к контрольным цифрам экономических достижений, которые президент Назарбаев запланировал к 2015 году, относиться достаточно сложно.

Например, по признанию главы государства, сегодня свыше 50% строительных материалов в Казахстан завозится извне. Если в стране будут интенсивно развивать собственную производственную базу для обеспечения потребностей строительного сектора, то, по мнению Нурсултана Назарбаева, «к 2015 году за счет внутреннего производства должно быть удовлетворено более 80% потребностей рынка».

Возможно. Только почему до сих пор при возросших объемах строительных работ у нас так мало желающих вкладывать деньги в строительство цементных заводов? Почему так туго идет развитие уже имеющихся предприятий стройиндустрии, которые предлагают современные технологии строительства?

То же самое можно сказать о развитии металлургии и производстве готовых металлических продуктов, о химической и фармацевтической промышленности и других отраслях.

Роль государства усилится

Подобного рода проблемы президент объединяет в одну - отсутствие в Казахстане необходимого уровня диверсификации экономики. А причины видит в том, что «не было преодолено упование на внешние инвестиции в обрабатывающей промышленности», в том, что правительство «много говорило, но не доводило до конца работу по обеспечению благоприятного бизнес-климата», ну и, конечно же, «свою роль сыграла неэффективная организация работы  государственного аппарата».

Обратите внимание: все эти причины так или иначе связаны с работой государственных органов. Однако даже при таком плачевном результате усилий чиновников глава государства заявляет, что в инновационной индустриализации в предстоящей пятилетке «будет усиливаться роль государственного планирования и стимулирования экономики».

Тогда возникает другой вопрос: при таком неэффективном государстве возможно ли добиться тех высот в экономике, на которые надеется президент Назарбаев, усиливая управленческую роль государственных институтов?

Судя по тому, что глава государства ратует за усиление роли и авторитета возглавляемой им партии «Нур Отан», он надеется на то, что она заменит другие общественные институты, которые в развитых странах выполняют функции общественного контроля. Увы, но такой подход ничего не даст.

Ведь за 10 лет существования этой партии никто из ее членов не подсказал своему лидеру, что Национальный фонд хотя и нужен на всякий «пожарный случай», но какую-то его часть можно использовать на создание тех самых перерабатывающих предприятий, которых сегодня так не хватает Казахстану. Чтобы никто «не уповал на внешние инвестиции». Да и по поводу нашей банковской системы надо было меньше хвастаться. Ведь все знали, что они «крепнут» за счет продажи отечественному бизнесу дешевых кредитов, купленных в зарубежных банках. А теперь глава государства говорит:

- Банковский сектор не прошел проверку свободным рынком, став «проводником» внешних шоков, вызвавших цепную реакцию распространения кризисных импульсов в реальный сектор. В результате в условиях кризиса все издержки вынуждено компенсировать государство как «кредитор последней инстанции».

«Мы делали все правильно»

Так оценивал свои действия в прошлом Нурсултан Назарбаев.  Дескать, развивали рыночные отношения, создавали институты развития и т. п. Об одном «забыл» сказать: политическая система в эти годы шла по линии усиления авторитарной системы. Причем делалось это не по формуле «вначале - экономика, потом - политика». Так можно говорить, так можно даже думать и очень хотеть так сделать в реальности. Но в жизни все иначе. Чтобы решать свои экономические задачи, правящий класс выстраивает благоприятную для себя политику. Причем делает это постоянно. Экономика и политика не могут существовать в отрыве друг от друга.

В Казахстане политическая система выстраивалась именно так, чтобы экономика была подвластна правящей сегодня элите. Тех, кто не вписывался в устанавливаемые ею порядки, система выбрасывала.

То, что в период кризиса власть усиливает роль государства в управлении экономикой, можно было бы только приветствовать. Но лишь при одном условии: государство должно быть демократическим. В другом случае, инструмент государственного управления используется в первую очередь в интересах правящей группы. Остальным достаются одни крохи. Правда, для того, чтобы не было социального взрыва, иногда «отстегивают» две крохи.

Фото www.akorda.kz