Рубрики газеты
Форум
abaika95
Диана ОКРЕМОВА: Размытая картина мира
Цитата-//Вместо этого можно написать, сколько скошено и обмолочено зерновых. То бишь, о чем это я?Нет, всмысле сколько машин выпустил завод. Перечислить все винкоды и номера двигателей.Важно чтоб был...
19.10.19 20:32
Сталкер
Шутили о рудненском колесе и врачебных буднях - первый областной фестиваль КВН среди медиков прошёл в Костанае
abaika95: Карфаген-Россия должен пасть) abaika95: Карфаген-США надо разрушить) Ну, не спорю. По сути это так, если правильно образность этого фразеологизма воспринимать. Он применим к...
19.10.19 20:30
Coopidon
Вы знаете, сколько номеров сотовой связи зарегистрировано на вас? Проверьте сейчас
Ввёл свой ИИН, пишет, номеров не зарегестрировано. Ну, ладно! Нету, так нет...
19.10.19 20:29
alex_60
Флуд и оффтопик (часть 4)
Чета ветрюган такой. Пришлось домой зайти пока.
19.10.19 20:29
Серый волк
Служили два товарища...
Гражданин Денисов нарисовался. :-( :-( :-( www.fiesta.city Это Юрий Гагарир, человек который изменил всемирную историю за 108 минут.
19.10.19 20:27
Перейти в форум »
 
 
Быстрее не бывает
 
 
 

«Состояние, близкое к разорению»

Евгений ШИБАРШИН

Что мешает субсидировать автобусные перевозки в Костанае?

Местная власть не дает добро на повышение оплаты за проезд, но и субсидии для компенсации убытков не выделяет. Сложилась ситуация, при которой без весомого финансового вхождения государства в этот рынок не обойтись. В других городах Казахстана такие примеры уже есть, но в Костанае от этого пока воздерживаются. Почему?

По официальным данным, в Казахстане из 12 000 автобусов физически изношены 60%

Правила есть, дела нет

Способы государственной поддержки сейчас применяют разные. В начале 2018 года в Казахстане приняли государственную Комплексную программу по развитию автобусных перевозок на 2018-2020 гг. По ней только по лизингу в 2018 году в трех казахстанских городах перевозчики приобрели 184 автобуса, а на 2019 год запланировано еще 1 039 (для справки: по официальным данным, в Казахстане из 12 000 автобусов физически изношены 60%).

Костанайские перевозчики к этой затее отнеслись настороженно. Машины дорогие, разговоры об их качестве ходят разные, поэтому они просили выделить пару автобусов местного производства для проверки их на приспособленность к местным условиям. Не получилось. Поэтому они большее внимание обращают на пункты комплексной программы, где говорится о необходимости субсидий. Говорят: дайте нам субсидии в полном объеме, и проблему обновления автобусного парка мы решим сами.

Законодательно возможность получать субсидии предприятия, занимающиеся пассажирскими перевозками, получили еще в 2003 году, после принятия закона «Об автомобильном транспорте в РК». Там есть ст. 19, в которой указывается, что тариф на регулярные автомобильные перевозки пассажиров и багажа в городском (сельском) сообщениях устанавливает местный исполнительный орган, но, «если тарифы не обеспечивают рентабельность перевозок пассажиров, местные исполнительные органы субсидируют убытки перевозчиков».

В Костанайской области городские перевозчики субсидии не получали. Очевидно, по причине отсутствия механизма реализации этого закона. Зато воспользовались свободой, которую им предоставило государство. Это позволило относительно быстро пополнить парк хоть и подержанными, но более надежными и комфортабельными автобусами, а также создать собственные ремонтные базы.

В последние годы ситуация резко изменилась. 20 августа 2015 года тенге девальвировал до 255 за доллар, что повлекло удорожание производственных расходов. Уже 25 августа того же года и. о. министра по инвестициям и развитию подписывает приказ об утверждении Правил субсидирования за счет бюджетных средств убытков перевозчиков, связанных с осуществлением социально значимых перевозок пассажиров.

Что такое «социально значимые перевозки»? В названных правилах записано, что к таковым относятся маршруты, на которых «тариф на перевозку пассажиров, установленный местным исполнительным органом, ниже тарифа на перевозку пассажиров, определенного в соответствии с методикой», принятой Министерством транспорта и коммуникаций.

В Костанае плата за проезд на городских автобусах, установленная горакиматом, сейчас составляет 80 тенге. Тарифы, рассчитанные по методике для каждого маршрута, разные, но полтора года назад средняя величина по городу составляла 129 тенге. Сейчас, после удорожания дизельного топлива, она выросла до 140. Если исходить из этих данных, то субсидии из бюджета Костаная должны выплачиваться в среднем по 49 тенге на каждого пассажира. При таком раскладе из бюджета нужно выделять ежегодно около 1 млрд тенге субсидий. Хотя этих средств автобусникам хватит только, чтобы остаться на плаву, а не обанкротиться.

Если учесть, что доходы в бюджет Костаная на 2019 год запланированы в размере 56,7 млрд тенге, то вышеназванная сумма внушительная, но не из области фантастики. Однако, судя по действиям местных властей, до принятия решения о выделении этих денег пока далеко.

Нужно считать по головам

По оценке руководителя отдела пассажирского транспорта и перевозок управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Костанайской области Гульнар БЕКМУХАМБЕТОВОЙ, согласно правилам субсидирования, разница между установленной платой за проезд и расчетным тарифам должна выплачиваться по пассажирам.

- В акимате Костаная говорят, что сегодня такого учета перевозчики не ведут, но это же бюджетные деньги, - считает Бекмухамбетова. - Перевозчик пришел, на словах сказал, что, допустим, перевез 5 000 пассажиров, но нужно подтвердить это. Нужно, чтобы все было прозрачно, где-то фиксировалось. Эту роль может выполнить электронное билетирование с помощью валидаторов либо хоть какой-то контрольно-кассовый аппарат. Причем есть пассажиры, которым перевозчики предоставляют льготы за проезд, поэтому нужна фиксация пассажиров отдельно по категориям.

По словам Бекмухамбетовой, электронное билетирование должны обеспечивать перевозчики, однако для них это дополнительные расходы, которые они из-за низкого тарифа понести не могут.

- Предприниматель не может увеличить свои расходы, не получая компенсации в виде доходов. Поэтому в Костанае вопрос с приобретением и установкой валидаторов решается тяжело, - говорит руководитель отдела. - Мы пробовали найти инвестора, с которым перевозчики постепенно бы рассчитывались, но поставили несколько валидаторов в качестве пилотного проекта, и все. Нет инвесторов.

Руководитель ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Костаная» Алексей ТАРАСОВ сообщил «НГ», что сейчас этот вопрос прорабатывается с одной из фирм в Алматы.

- Мы направили им свои исходные данные по всем городским маршрутам, они сейчас их рассматривают, - говорит Тарасов. - Инвестор не будет просто так входить в проект. Им нужна надежность возврата выделенных средств. Но если инвестор согласится, то эти затраты не приведут к увеличению платы за проезд.

В таком случае введение электронного билетирования увеличит затраты на перевозки, что должно повысить и размер субсидий. То есть эти расходы все равно лягут на местный бюджет. Поэтому естественным образом возникает вопрос: стоит ли эта игра свеч?

Перевозчики не против установки валидаторов за счет бюджета, но считают, что они все равно не дадут реальной картины. Электронные карты будут не у всех пассажиров, поэтому водители будут вынуждены принимать плату за проезд и за наличные деньги. В Астане установили, что наличными платят в два раза больше. Так почему бы водителю в таком случае не завести себе несколько электронных карт, которыми втихую будет расплачиваться за пассажиров, отдавших ему деньги, а эту разницу себе присваивать. Как говорят, голь на выдумки хитра.

Исполнительный директор ТОО «TTSReisen» Алексей БОЙЧЕНКО утверждает, что сейчас в автобусах установлены видеокамеры, которые позволяют контролировать количество перевезенных пассажиров.

- Мы это сейчас делаем, - говорит Бойченко. - Если нужно выделить тех, кто имеет льготы, то по внешнему виду можно отличить пенсионеров, детей и инвалидов. В Караганде валидаторов нет, а дотации есть.

По словам директора ТОО «Жарык Жол - 1» Виктора МУЩИНСКОГО, его предприятие ежеквартально составляет отчет по количеству проданных билетов, которые могут стать документальной основой для определения размеров субсидий. Даже если пассажир не взял билет.

- При сложившемся у нас порядке оплаты за проезд при выходе пассажиров через переднюю дверь мы добились 90-процентной собираемости, в то время как в Астане, например, она составляет 60%, - считает Мущинский. - Даже если будет кондуктор, он, что, будет всем выдавать билеты? Когда мы приняли у государства перевозки, первое, что сделали, - убрали билетную систему и отчетность по билетам. Поэтому мы возродили перевозки, у нас пошли дела.

Президент ассоциации юридических лиц «Автомобильный Конвент Казахстана» Марат БЕРКАЛИЕВ (Астана) более категоричен в определении причин волокиты с введением практики субсидирования. В качестве примера он также ссылается на Караганду:

- Да, в акиматах говорят, что перевозчики показывают меньшее количество пассажиров, но в Караганде субсидируют, несмотря на то, что там нет системы электронного билетирования. Они субсидируют, исходя из возможностей бюджета, - около 900 млн тенге. Там руководители области и города приняли волевое решение.

 Пора подключиться общественности

28 марта 2019 года Марат Беркалиев изложил все беды автобусников в письме к главе государства. Там он прямо заявляет, что «многолетние нарушения законных прав автобусных перевозчиков органами местной государственной власти привели сегмент городского (сельского пригородного) общественного транспорта в состояние, близкое к финансовому разорению».

- По этому письму меня принял помощник президента, - сообщил «НГ» Беркалиев. - Мы нашли у него понимание наших проблем. Надеемся, ситуация будет исправляться.

В качестве первой ласточки он назвал обещание правительства принять меры по отмене для перевозчиков НДС. Есть и другие способы, которые позволят уменьшить затратную составляющую автобусных перевозок. Они носят локальный характер. Костанайские перевозчики, например, считают, что областной центр сейчас переполнен автобусным движением. Они говорят, что в советское время на городских маршрутах работало около 200 машин, сейчас почти в 2 раза больше. В этом нет необходимости.

- Сокращение количества автобусов на всех маршрутах по условиям конкурса увеличит интервал движения на 1-2 минуты, но за счет этого расходы уменьшатся, а значит, и субсидий можно выделять меньше, - считает Виктор Мущинский. - Главное - соблюдать график движения.

Есть и другие предложения, которые требуют специального рассмотрения. В частности, создание муниципального автобусного парка. По этому пути пошел Алматы. Правда, перевозчики утверждают, что наличие государственного предприятия на одном рынке с частными противоречит законодательству. К тому же, по информации Беркалиева, из 39 млрд тенге дотаций, выделенных в Казахстане для автопредприятий, 32 млрд ушло в Алматы.

- Госпредриятие будет работать в тех же финансовых условиях, что и мы, поэтому государство все равно вынуждено будет его поддерживать, - добавил Алексей Бойченко.

Руководитель городского отдела ЖКХ Алексей Тарасов сообщил, что алматинское предприятие включено в программу приватизации.

В общем, идей всяких много, но дело в том, что автобусники до сих пор со своими бедами варятся в собственном соку. Депутаты и общественные советы собираются по их душу только тогда, когда нужно в очередной раз рассмотреть заявку на повышение платы за проезд. По этой части они, похоже, теперь долго не будут собираться. Тогда почему бы им досконально не разобраться с темой субсидий?

Фото Николая СОЛОВЬЕВА


  • Рейтинг: 3.44
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Рейтинг: 3.44 (голосов 9)


Рейтинг статей
Версия для печати
Отправить по почте
Перейти к последним новостям



Материалы номера

Комментарии к статье
Вы не можете отправить комментарий анонимно,
пожалуйста зарегистрируйтесь.

§ Гога
Re: «Состояние, близкое к разорению»
Гога


(Полноправные пользователи)
Сообщений: 1421
Регистрация: 06.07.18
Отправлено: 22.08.19 - 02:31 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
В общем, идей всяких много, Источник: https://www.ng.kz/modules/newspaper/article.php?numberid=684&storyid=25494 - Неужели за столько лет не нашлось хотя бы одной умной головы , чтобы все решить ?? Или кому-то выгодно ,чтобы так все и было ?? В мутной воде легче рыбку ловить ??? Ведь если все так убыточно - почему же вы ,перевозчики ,постоянно участвуете в тендерах - где логика ?? Только не надо про социальную ответственность .
Профайл

* abaika95
Re: «Состояние, близкое к разорению»
abaika95


(Полноправные пользователи)
Сообщений: 1011
Регистрация: 05.03.19
Отправлено: 22.08.19 - 11:18 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Ух ты бозе мой бедные несчастные монополистики пассажирских перевозок все плачутся что денюжек им маловато) но счетчики пассажиро-потока ни в какую ставить не хотят) камеры есть че еще надо?) маршрутки нужны,пустить их по самым проходимым маршрутам и вся их (автобусников) хваленая спесь сразу слетит, и счетчики поставят и ездить научаться никого не подрезая, и за цены молчать будут)
Профайл

§ Yorik
Re: «Состояние, близкое к разорению»
Yorik


(Полноправные пользователи)
Сообщений: 700
Регистрация: 19.11.09
Отправлено: 22.08.19 - 11:51 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Цитата:
При таком раскладе из бюджета нужно выделять ежегодно около 1 млрд тенге субсидий. Хотя этих средств автобусникам хватит только, чтобы остаться на плаву, а не обанкротиться

Интересная формулировка, г-н Шибаршин. Т.е. миллиард - только чтобы "остаться на плаву", а чтобы обанкротиться - нужно больше? Сколько? Миллиарда полтора-два? :-)

Ну и в который раз резонный вопрос: годами эту песню про "убытки" и "разорение" слышим. Теперь вот цифра нарисовалась красивая и весьма немаленькая - 1000000000 тнг. Так что же получается, это наши перевозчики по миллиарду уже который год из своих карманов выкладывают? Ведь никто из них не обанкротился, все "на плаву", а для того чтобы быть "на плаву" при тарифе 80 тнг - нужен миллиард (якобы разница между фактическими затратами и поступлением средств). Логично?
Тут либо кто-то люто врет, либо перевозчики у нас с очень высокой "социальной ответственностью", сплошь альтруисты и меценаты...
Профайл

§ Гога
«Состояние, близкое к разорению»
Гога


(Полноправные пользователи)
Сообщений: 1421
Регистрация: 06.07.18
Отправлено: 22.08.19 - 11:59 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Yorik - Конечно , вы правы - они**перевозчики у нас с очень высокой "социальной ответственностью", сплошь альтруисты и меценаты...** Источник: https://www.ng.kz/modules/newspaper/article.php?numberid=684&storyid=25494

[Исправлено: Гога, 22.08.2019 - 08:59]
Профайл

§ Обликоморале
«Состояние, близкое к разорению»
Обликоморале


(Полноправные пользователи)
Сообщений: 6926
Регистрация: 29.08.12
Отправлено: 22.08.19 - 12:05 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Цитата:
Yorik:
нужен миллиард

В Караганде населения в 2 раза больше, чем у нас. Дотация правда есть, но она меньше лярда. Давно в Караганде не был. Кто из сведущих может озвучит, как там обстоят дела с общ. транспортом?
Профайл

§ Vit
«Состояние, близкое к разорению»
Vit


(Полноправные пользователи)
Сообщений: 8222
Регистрация: 09.02.12
Отправлено: 22.08.19 - 12:31 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Цитата:
Обликоморале:
В Караганде много маленьких автобусов китайских, типа пазиков. Больших тоже много. В час пик трудно поместится, полные. В алматы если с пригорода(типа затобольск, мичурина) хотите добраться на автобусе в город, это будет дохлый номер. Днем недождатся, утром не влезите. Выручают . Легковые автомобили, подбирают по пути. Там это ваще сильно распространено. Ваще приезжая домой в костанай, реально попадаешь в цивилизацию. Автобусы бодрые, чисто на остановках. Костанай самый лучший! :-)
Профайл

§ Обликоморале
«Состояние, близкое к разорению»
Обликоморале


(Полноправные пользователи)
Сообщений: 6926
Регистрация: 29.08.12
Отправлено: 22.08.19 - 12:42 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Цитата:
Vital:
. Выручают . Легковые автомобили, подбирают по пути. Там это ваще сильно распространено.

За А-Ату знаю, доезжал так по пути. Денег не берут практически или символически 500 тенге.
Профайл

§ ZXC
Re: «Состояние, близкое к разорению»
ZXC


(Полноправные пользователи)
Сообщений: 57
Регистрация: 29.10.18
Отправлено: 22.08.19 - 21:40 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Ездил на автобусах и в Алматы, и в Астане (тогда так называлась), и в Караганде. Давка, кондуктор ходит хоть, но удобств этого не создаёт. Когда ко мне приезжают друзья - то офиегают. Грят как так. В автобусе сесть можно. Грят как так, вы идёте все при открытых средних дверях оплачивать проезд водителю!!! У нас бы половина убежали бы!!! Нормально налажена система перевозок. Да, есть хамы водители и гонщики - но это исключение, нежели правило. Сколько я знаю, если записать хама и гонщика и пожаловаться директору автопарка - его не увидем больше. Чё ломать систему? Нету нигде такого. Хотя друзъя удивляются, почему горит красный свет на светофоре, машин нет, а вы все стоите, и ждёте зелёный? Ну менталитет здесь такой. Пусть поднимают за проезд хотя бы до 90 тнг. Ни вашим, ни нашим.
Профайл

§ ZXC
Re: «Состояние, близкое к разорению»
ZXC


(Полноправные пользователи)
Сообщений: 57
Регистрация: 29.10.18
Отправлено: 22.08.19 - 21:55 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Те кто против - сгоняйте в другие города РК. Я когда приезжаю домой - прям отдыхаю заходя в наши автобусы и садясь на свободное место.
Профайл

§ alex_60
«Состояние, близкое к разорению»
alex_60


(Полноправные пользователи)
Сообщений: 5468
Регистрация: 24.05.18
Отправлено: 22.08.19 - 22:03 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Автобусы у нас никаких претензий.
Все по времени и никогда не стоял, когда ездил. В Алмаате, там да мрак, остановки когда махнешь рукой.
Профайл

§ ZXC
Re: «Состояние, близкое к разорению»
ZXC


(Полноправные пользователи)
Сообщений: 57
Регистрация: 29.10.18
Отправлено: 22.08.19 - 22:15 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Сейчас сломают авто перевозчиков и хана. Будут и кондукторы, и автобусы местной сборки без кучи сидений, и проезд 200 тнг.
Профайл

* abaika95
«Состояние, близкое к разорению»
abaika95


(Полноправные пользователи)
Сообщений: 1011
Регистрация: 05.03.19
Отправлено: 22.08.19 - 23:04 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Цитата- Те кто против - сгоняйте в другие города РК. Я когда приезжаю домой - прям отдыхаю заходя в наши автобусы и садясь на свободное место.

О проснулся автобот, за наших монаполистов агитирует) че вы сравниваете Ату и Косту? Сколько там жителей и сколько у нас? Наш город надо с Уральском или Петропавловском сравнивать по ценам и по качеству, кто в курсе как там что?)
Профайл

§ Ваш земляк
Re: «Состояние, близкое к разорению»
Ваш земляк


(Полноправные пользователи)
Сообщений: 2885
Регистрация: 17.12.09
Отправлено: 22.08.19 - 23:51 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
У меня брат работает бригадиром, не скажу на каком маршруте.Недавно была статья, про валидаторы.Я у него спросил,что же не ставят валидаторы на автобусы.Он и ответил, что нифига они не работают, программное обеспечение - гуано.И рассказал, что перевозят они пенсионеров, инвалидов и детей по другому тарифу,причём никто им эти расходы не компенсирует.Вот как-то так.
Профайл

§ arman_kst
Re: «Состояние, близкое к разорению»
arman_kst


(Полноправные пользователи)
Сообщений: 357
Регистрация: 28.05.18
Отправлено: 23.08.19 - 00:12 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Да нормально они доход получают. Больше плачут. Если бы хотели субсидий, то просто покажите доходы. Можно даже карты не вводить, а просто платить через банки - QR платежи. Отсканировал на теоефоне и заплатил
Профайл

§ Добринцофф
«Состояние, близкое к разорению»
Добринцофф


(Уважаемые пользователи)
Сообщений: 6758
Регистрация: 16.05.11
Отправлено: 23.08.19 - 00:28 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Цитата:
arman_kst:
а просто платить через банки - QR платежи. Отсканировал на теоефоне и заплатил

Скажи это бабушкам
Профайл




Авторизация

 

"Нужные деньги"
Вопрос недели
Суд удовлетворил ходатайство экс-министра нацкономики Куандыка Бишимбаева об УДО через 1,5 года после того, как его приговорили к 10 годам лишения свободы. Нужно ли проявлять такую же мягкость по отношению ко всем осужденным коррупционерам?
Да. Если они тоже раскаются и попросят президента о помиловании.
Да. Если они будут хорошо вести себя в тюрьме и возместят ущерб по приговору.
Да. Если неотбытый срок заменят на выплату штрафа, госказне нужны деньги.
Нет. Такие решения снижают эффективность борьбы с коррупцией.
 
Сейчас на сайте
Гостей: 161
Пользователей: 4
Всего: 165

Вы гость здесь
^ Наверх