За «дикцию» никто не отвечает

Сегодня на ТЭЦ не знают реальных нужд Костаная

Евгений ШИБАРШИН

У правительства нет программы по установке приборов учета

Тема установки приборов учета расхода тепла, горячей и холодной воды уже не раз обсуждалась на круглых столах, проводимых департаментом Агентства РК по регулированию естественных монополий (АРЕМ). Причина такой активности заключалась в низких темпах установки счетчиков, что грозило сорвать сроки, отведенные для этой цели Законом «О естественных монополиях». Главным  «виновником», создавшим такую ситуацию, участники этих дискуссий называли потребителей, которые не идут навстречу поставщикам коммунальных услуг. Но так ли уж все просто, как это выглядит на первый взгляд?

История вопроса

По Закону РК «О естественных монополиях» у всех потребителей воды и тепла до 1 января 2009 года должны быть установлены приборы учета. Такая задача ставится не впервые. Еще в 90-х годах правительство приняло постановление, где также указывались сроки и ответственные. Однако через некоторое время о нем постарались забыть.

Дело в том, что постановление расходы по установке счетчиков возлагало на предприятия, поставляющие коммунальные услуги. Имея в виду, что они эти деньги все равно возьмут с потребителей через постепенное увеличение тарифов. Другого источника у  них нет. Но в стране в тот период буйствовал экономический кризис, население резко начало нищать, поэтому о росте тарифов никто не помышлял. Плюс ко всему и потребители не спешили платить за уже оказанные им услуги. Где в таком случае коммунальщики могли взять деньги на установку счетчиков? Они до сих пор не могут прикрыть все собственные нужды теми доходами, которые имеют. В итоге эта сфера оказалась на грани катастрофы.

Каков выход? Ведь на обновление оборудования нужны немалые средства. Кредиты? Но их нужно возвращать. И опять за счет получаемых от потребителей доходов. Значит, мы опять возвращаемся к необходимости повышения тарифов. И вот тут-то опять всплывает так и не решенная в свое время проблема.

В ходе обсуждения заявок на увеличение тарифов, когда естественным образом сталкиваются интересы потребителей и предприятий, поставляющих коммунальные услуги, отсутствие индивидуального учета сильно мешает взаимному пониманию сторон. Одни доказывают, что у них в квартире холодно, из крана вместо горячей бежит чуть теплая вода, в то время как трубы теплосети на улице не закрыты изоляцией, и спрашивают: почему мы за это должны еще больше платить? Другие, наоборот, тычут носом своих оппонентов в оконные щели и постоянно открытые форточки, дескать, у городской ТЭЦ нет денег, чтобы отапливать улицу. И каждый по-своему прав. Эти споры можно вести бесконечно. Если не поставить приборы учета потребляемых услуг.

У этой акции есть и еще один очень важный аспект - экономический. Мы над ним еще поразмышляем. Сейчас же важно отметить тот факт, что коммунальщики понимают: установка счетчиков уменьшит их доходы, и, тем не менее, они сейчас активно выступают за установку приборов.

- Когда у всех будут счетчики, мы хотя бы узнаем, сколько тепловой энергии нужно городу, - говорит главный инженер Костанайской теплоэнергетической компании (КТЭК) Николай БЕЛЯК. - Тогда нам легче будет определить реальные потери, которые зависят от нас, и между нами и потребителями будут честные отношения.

Той же позиции придерживается и директор ГКП «Костанай Су» Игорь Киселев.

К этой теме власти вернулись в 2006 году, введя специальную статью в Закон РК «О естественных монополиях». Однако что касается затрат на установку счетчиков, то теперь решили идти другим путем. Все возложили на плечи потребителей. А поставщиков услуг обязали «обеспечить потребителей приборами учета». И сроки установили - до 1 января 2009 года.

«Мятый пар» агитации

Как раз эти пункты и не устраивают сейчас монополистов. Руководители теплоэнергетических компаний со всей республики решили обратиться в правительство с просьбой, чтобы эту ответственность с них сняли, заодно и продлили сроки.

Почему просят «снять ответственность»? А потому, что в данном случае обе стороны в равной степени заинтересованы в установке приборов учета. Что же касается технической стороны, то сейчас есть частные фирмы, получившие лицензии на установку, регистрацию и обслуживание счетчиков, и поэтому, дескать, в законодательном закреплении ответственного за «обеспечение» приборами нет необходимости.

То, что коммунальщики сейчас активизировались в этом направлении, понятно. Кончится отведенный срок, начнутся запросы об итогах выполнения закона, и тогда кого-то, возможно, привлекут к ответственности. Другое дело, даст ли такая мера нужный эффект?

Если посмотреть динамику установки приборов учета хотя бы по Костанаю, то обращает на себя внимание, что в течение 2008 года особых изменений не происходит. Несмотря на то, что и сами монополисты, и ПКСК активизировали разъяснительную работу с населением. Много пишут об этом и в местной прессе. «НГ» опубликовала несколько материалов, где приводила примеры экономической выгоды установки счетчиков. Нельзя сказать, что эффекта нет вообще. Как сообщила менеджер ТОО «АиФ» Ирина БУЛУДОВА, их предприятие во второй половине 2007 года установило 660 счетчиков расхода воды, а в первой половине 2008 - 684. Но в июле уже на 25 меньше, чем в июне. Хотя желающих больше, поэтому принимаемые сейчас заказы они обещают исполнить не раньше середины октября.

- Сейчас к нам обращается много пожилых людей, - говорит Булудова, - при этом многие из них боятся, что если они не установят приборы, то их квартиру отключат от воды и тепла.

«Счетчики экономию не создают»

Тема ответственности потребителей за установку счетчиков не раз возникала на упомянутых выше круглых столах. Одни говорили, что ее надо ввести законодательно, другие больше уповали на разъяснительную работу. Но, как видим, для какой-то категории населения ничего в законодательстве менять не нужно. Люди и без того напуганы. Но есть и другие потребители. Они не видят особой выгоды от счетчиков и потому не хотят тратить на их установку время и деньги. Как быть с ними? Применять к ним какие-то устрашающие правовые санкции или что-то сделать такое, чтобы они все-таки увидели и свой интерес?

Как раз с последним и обстоят дела неважно. Ведь даже сами монополисты говорят, что убеждать потребителей в том, что, установив счетчик, они обязательно получат от этого прямую выгоду, неправильно.

- Большая ошибка думать, что потребители будут платить меньше, - говорит главный инженер КТЭК Николай Беляк. - Они лишь узнают, сколько расходуют тепла и воды, а потому уже будут решать, как им экономить.

- Счетчик сам по себе экономии не создает, - утверждает председатель Алматинской общественной антимонопольной комиссии Петр СВОИК. - Если у кого-то сейчас и есть выигрыш от его установки, то это лишь потому, что методика расчета норм потребления несовершенна, и эти люди получают своего рода льготу потому, что такие приборы установлены не у всех. Как только это случится, нормы и тарифы будут пересмотрены, и тогда будет важно, есть ли у потребителя возможность каким-то образом заниматься экономией.

Не отсутствием ли такой возможности сейчас и объясняется «аховское» положение с установкой общедомовых теплосчетчиков? По данным департамента АРЕМ, таких приборов в Костанайской области сейчас установлено не более 3% от необходимого числа. ПКСК собирает жильцов дома на собрания, люди соглашаются, что учет расходуемого тепла нужно вести, но как только дело доходит до цены вопроса, количество желающих резко уменьшается. И дело тут не только в большой стоимости (например, в «АиФ» продажа и установка таких приборов стоит от 160 000 до 280 000 тенге). Как технически хозяин каждой квартиры будет влиять на уменьшение расходов тепла, и будет ли он в соответствии с этой экономией уменьшать свои расходы? - вот в чем главный вопрос. Ответа на него люди пока не слышат. А раз так, то их не убедишь в возможности получения выгоды. Сегодня в Костанае есть примеры, когда в домах, где установлены домовые счетчики потребляемого тепла, фиксируется экономия. Но как она получилась, никто толком объяснить не может, а потому и полученный условный доход тратится по «колхозному» принципу. Но если он срабатывает у пожилых людей, то у поколения рыночников энтузиазма не вызывает.

Тогда что нужно сделать? По мнению Петра Своика, во-первых, нужно в каждой квартире установить технические устройства, регулирующие подачу тепла. Во-вторых, наладить поквартирный учет расхода этой энергии, оформленный надлежащим правовым способом. В третьих, установить соответствующие договорные отношения между поставщиком тепла и домом как субъектом хозяйствования (кондоминиумом). В противном случае метод убеждения по установке общедомового теплосчетчика работать не будет.

Такого рода работу у нас не проводят. Известны лишь единичные факты. И то они существуют благодаря энтузиазму отдельных людей. Но для таких случаев должна быть создана государственная система. Ее нет. Есть лишь статья в Законе «О естественных монополиях». А почему бы правительству не разработать соответствующую программу? Она бы и стала эффективным механизмом реализации названного закона. Пока же идут препирательства по поводу того, кто должен отвечать за установку приборов учета, а кто - нет. А то, что ожидаемого эффекта от всей этой акции не будет, об  этом ее инициаторы не думают. Поэтому самое время пересмотреть не только установленные сроки, но и содержание всей работы. Потому, как даже у тех, кто счетчики уже поставил, возникает вопрос: а что будет, когда приборы учета будут у всех? Кто от этого выиграет?

ОПРОС

Должны ли потребители нести ответственность за установку приборов учета расходов тепла и воды?

Николай БЕЛЯК, главный инженер КТЭК:

- Сейчас ситуация такая, что поставщики тепловой энергии и воды несут ответственность за установку приборов учета, а потребители - нет. А если они не хотят устанавливать тепловые счетчики, то как нам быть? По-моему, тут не все продумано до конца. Тем более, когда тепловые счетчики очень дорогие, и об их окупаемости говорить сложно. Я не знаю, будет ли большой эффект от угрозы наказания для потребителей за неустановку этих приборов, но то, что и поставщиков привлекать к ответствености за нарушение установленных законом сроков, тоже будет неправильно. Мы считаем, что условиях, когда у потребителя есть возможность установить счетчики, и все зависит только от его желания, ответственность с монополистов нужно снять. И продлить сроки.

Игорь КИСЕЛЕВ, директор ГКП «Костанай Су»:

- Введение ответственности потребителей ничего не даст. Тем более что сейчас еще не каждый имеет финансовую возможность установить эти приборы. Нужно вести больше разъяснительной работы. Причем не обещать, что сразу же после установки приборов учета у людей появится большая экономия. Ее у кого-то может и не быть. Тем более что по ходу, наверняка, и тарифы будут расти. Ведь с уменьшением потребления, к которому приведет установка счетчиков, наше предприятие будет получать меньше доходов, а расходы не только останутся прежними, но могут и увеличиться. Здесь важно только то, что с налаживанием учета все встанет на свои места, и каждый будет платить только за то, что потребляет. И это его дело, сколько потреблять.

- Дархан ЖУНИС, гл. специалист департамента Агентства РК по регулированию естественных монополий по Костанайской области»:

- Поскольку обязанность всегда дисциплинирует, то какой-то эффект от введения ответственности потребителей можно было бы получить. Но я считаю главным, все-таки, проведение разъяснительной работы. Хороший эффект был бы от специального социального ролика, показанного местными телеканалами, и ПКСК нужно больше на конкретных примерах рассказывать жильцам о выгоде, которую они получат от установки счетчиков.

Петр СВОИК, председатель общественной Антимонопольной комиссии (Алматы):

- Давно известно, что работают только те законы, которые соответствуют уже состоявшимся отношениям. Добиваться исполнения при помощи закона того, чего в жизни нет - дело неблагодарное, и практически ничего хорошего из этого не получается. Можно издать закон, запугать людей, и какой-то эффект будет. Но он будет небольшой. Зачем сегодня нужны людям приборы учета расхода воды и тепла, если его устраивает то положение, которое есть? Он платит по существующим нормам, хотя они далеки от реальности, и от того, что он установит счетчики, ему не станет ни жарко, ни холодно. Нужно убедить человека, что учет ему поможет, что он в нем нуждается, тогда и не надо будет привлекать его ни к какой ответственности.

Светлана САВЧЕНКО, руководитель Национальной лиги потребителей (Алматы):

- Как можно заставить человека купить приборы учета, если он этого не хочет? Ведь это будет нарушение уже закона, защищающего права потребителей. Согласно ему, никто не имеет права принуждать потребителя приобретать тот товар, который ему не нужен. Я в свое время выступала за то, чтобы счетчики устанавливали на деньги монополистов, но если сейчас эти расходы возложили на потребителей, то убеждайте, что эти приборы ему нужны.