Как государству «впрячься»

Петр СВОИК

Накопленные за многие годы и остающиеся без решения проблемы ЖКХ теперь, когда экономический кризис и без того осложнил ситуацию, могут стать главным катализатором общего осложнения социально-политической обстановки в стране. Более всего в жилищно-коммунальной отрасли ныне недостает даже не денег, а эффективной государственной политики, координируемой из одного центра и направленной на комплексное решение всех накопившихся проблем. Между тем городские коммунальные предприятия и городской жилой фонд, безусловно, «тянут» на то, чтобы их проблемами занимался специализированный орган государственного управления. В частности, он должен бы стать ответственным за выработку типовых  оптимальных решений, включение их в законодательство.

Деятельность Агентства по регулированию естественных монополий в части, относящейся к регулированию тарифов на услуги городских предприятий электро-тепло-водо-газоснабжения, исключительно формальна. Подразделения АРЕМ никак не влияют на снижение фактических затрат и повышение эффективности коммунальных предприятий. При этом некоторые базовые методики либо до сих пор не разработаны (например, расчета тарифа на выработку тепла), либо основаны на принципиально ошибочных подходах. Так, сам принцип, по которому предприятию, действующему в рыночных условиях, вырабатывающему продукцию, объем и периодичность которой наперед трудно предсказуемы, и имеющему сотни и тысячи объемных статей расходов по «ползучим» рыночным ценам, назначается некий фиксированный на длительное время тариф, - несостоятелен. На самом деле нормировать следует не тариф, а те технологические (удельный расход топлива, воды, других материалов и экономические (штатные коэффициенты, уровни оплаты труда) показатели, входящие в расчет тарифа, на которые предприятие действительно способно влиять.

Действующая на сегодня практика так называемых «публичных договоров» между поставщиками и потребителями услуг не выдерживает критики как лежащая, по большей части, вне правового поля. По некоторым видам коммунальных услуг типовые публичные договоры ответственным за это Агентством по регулированию естественных монополий до сих пор не разработаны, а там, где они все же имеются, их содержание страдает весьма слабой проработкой. Фактически взаимодействие поставщиков коммунальных услуг с жильцами многоквартирных домов по всей стране осуществляется вообще без договорных отношений.

Вопросы оптимизации коммунального и жилищного хозяйства непосредственно «пересекаются» с проблематикой городского самоуправления, необходимость реализации которого также более чем назрела. Поэтому госпрограмму по упорядочению ситуации в ЖКХ логично было бы совместить с поэтапным введением местного самоуправления (на базе имеющихся маслихатов), в расчете на реализацию в течение следующих 3-5 лет. И, наконец, чтобы в правительстве появился орган, действительно способный сдвинуть с места проблему «коммуналки», надо бы преобразовать Комитет по вопросам строительства и ЖКХ в отдельное Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и развития местного самоуправления.