Где был кебаб, батут поставим

Галина КАТКОВА

Костанайцам советуют перепрофилировать банкетные рестораны, и не только это

Палата предпринимателей недавно организовала встречу предпринимателей, работающих в сфере общепита, с советником председателя республиканской профильной ассоциации Вероникой Нурпеисовой. Она ездит по областям, чтобы на местах вникать в проблемы отрасли, которые имеют индивидуальные особенности в регионах. При этом одновременно рассказывает об опыте соседей по преодолению карантинных трудностей. Так что вопросы на мероприятии в Костанае поднимались как частные, так и общие, вплоть до глобальных изменений в общепите, спровоцированных бесконечными запретами.

 Про мониторинговые группы

Но начали с самой что ни на есть злобы дня.

На встрече Вероника Нурпеисова немало говорила об опыте других областей / Фото предоставлено НПП «Атамекен»

- Скажите, когда к вам приходят мониторинговые группы, люди из них вам представляются? - задала вопрос предпринимателям Нурпеисова.

И получила ответ, что далеко не всегда. Советник председателя ассоциации сообщила, что в таких случаях бизнес имеет право не работать с этой группой.

- Звоните либо на короткий номер 115 - это прокуратура, либо на круглосуточный номер  НПП «Атамекен» - 1432, - посоветовала она.

Напомнила, что теперь мониторинговые группы имеют право отслеживать выполнение только 5 пунктов карантинных ограничений вместо 27, как было раньше. Сейчас следят за тем, чтобы количество посетителей не превышало разрешенного действующим постановлением санврача, за наличием санитайзеров, масок, за соблюдением социальной дистанции и режима рабочего времени.

- Наличие или отсутствие у вас бактерицидных ламп, ведение журналов производственного контроля мониторинговых групп не касается, - уточнила Нурпеисова.

Она также рассказала, что в Туркестане владельцы заведений общепита стали широко пользоваться программой  Survey 1.2.3, которая предназначена для отслеживания работы самих мониторинговых групп. Каждая из них имеет свой уникальный индивидуальный номер. Приходя в кафе или ресторан, группа обязана в нем электронно «чекиниться» (от английского check-in), то есть обозначать свое присутствие в конкретном месте, регистрироваться фактически. Это помогает, например, предотвратить злоупотребление правами проверяющих, которые ежедневно или несколько раз на дню идут в одно и то же заведение. Ну и, само собой, гарантирует от визита тех, кто просто выдает себя за мониторинговую группу. 

 Про численность

Как только выходит очередное постановление главного санитарного врача региона об ослаблении режима карантина, предприниматели ищут заветную строку о том, сколько народа единовременно им разрешено обслуживать в заведениях. В Костанайской области уже довольно давно занимать можно 50% площади кафе или ресторана, но чтобы сидело там не более 30 человек. В Алматы недавно главный санитарный врач разрешил обслуживать по 50 человек, причем если в одном заведении два зала с разными раздевалками, то по 50 в каждом зале (с соблюдением необходимой дистанции между столами).

Статус тойханы, банкетного ресторана обрек эти заведения на долгий простой во время карантина  / Фото Ксении РЕБИК

- У меня спортбар в цоколе, есть зал на первом этаже, дальше караоке-зал, везде разные входы, можем и мы в каждом хоть по 15 человек сажать? - поинтересовалась представитель бара «Запой».

- Сейчас нет, - ответил заместитель главного санитарного врача области Владимир НЕЧИТАЙЛО, - такая возможность не прописана, в постановлении указано, что в заведении может находиться такое-то число посетителей. Речь не идет о разных залах. Это должно быть конкретно указано.

Он предложил предпринимателям написать обращение в санслужбу, которое будет доведено до сведения оперативного штаба. А уж он примет решение.

Разговор зашел и о том, что 30 человек, тем более без привязки к квадратуре на каждого, это ничтожно мало. Последовала ссылка на все еще сложную эпидситуацию. И опять же предложение обратиться. Рассмотрят. Решат.

 Про больших

В пандемию круто попали гиганты - банкетные рестораны, которые строились под традицию проводить массовые мероприятия: свадьбы, поминки, дни рождения. Для них, кроме этого, все нерентабельно. О доставке даже говорить не приходится. Не стоит кочегарить огромные кухни, чтобы произвести 10 порций плова на вынос. Поэтому банкетчики просто стоят. У нас, во всяком случае.

- Во многих городах требования карантина нарушают, проводят массовые мероприятия - тои собирают в обеденное время, где угодно, даже на крытых парковках, - рассказывала Нурпеисова, - но большие рестораны простаивают. И ясно, что так будет и дальше. Нет особых перспектив. Ситуация в этом году с массовыми мероприятиями вряд ли изменится. Поэтому надо вам по примеру других пытаться перепрофилировать свои заведения. Кто вам не дает работать в режиме кафе? А на части площадей открыть другие бизнесы. У нас в других городах уже есть примеры, когда люди на свободных площадях обустраивают детские площадки, батутный парк.

Владимир Нечитайло тут же уточнил, что массовое скопление в местах детских развлечений, если они в закрытом пространстве, у нас запрещено.

Нурпеисова парировала, что батутный парк можно отнести к спорту.

 Про льготы по коммуналке

Костанайцы спрашивали, с учетом бедственного положения в общепите могут ли еще «подвинуться» коммунальщики, сейчас платежи им для заведений разорительны. Впрочем, признавали, что те в самые трудные времена списывали им пени, давали отсрочки по долгам.

Однако сейчас, дескать, энергетики готовы отключать за неуплату без предупреждения.

Информацию об этом тут же опровергла директор ТОО «Костанайский ЭнергоЦентр» Анаргуль УСКЕНБАЕВА. Сказала, что о возможном отключении КЭЦ, согласно условиям договора, уведомляет за три дня. Напомнила, что ТОО отменило пени для всех групп потребителей.

- Но мы не можем делать отсрочки, - сказала она, - мы платим станциям за электроэнергию предоплату, вы до момента оплаты за потребленную пользуетесь ею авансом. Вы обращались к нам по долгам, мы сколько могли шли навстречу. Но всему есть предел. Наш тариф не повышался с сентября 2020 года, снабженческая надбавка в тарифе не выросла, прибыль наша в нем не предусмотрена. При этом, несмотря на то, что мы ТОО, все преференции, льготы, которые бизнес получил во время пандемии, на наше предприятие не распространяются. По закону, энергоснабжающие организации их получать не могут. То есть вы все имеете право взять кредит под 6%, а мы нет, мы берем кредит в банке на оборотку под 11,5%. Так что отсрочку вам мы делать не имеем возможности, у нас средств на это нет. Во всяком случае, давать отсрочки по платежам - это не наша обязанность.

Еще один проблемный вопрос - арендная плата. Предприниматели интересовались, будет ли какая-то компенсация ее для тех, кто вообще не работал. Нурпеисова заверила, что средства на это акиматы регионов получают. Но на связь с конференцией никто от исполнительной власти не вышел. И вопрос повис в воздухе.

Советник председателя ассоциации интересовалась, идет ли возмещение общепиту за аренду от квази-и госсектора. Сказали, что идет. Поясним: речь, в частности, о столовых, которые расположены в школах, учреждениях.

 Про синих и зеленых

Нурпеисова рассказала о пилотном проекте, связанном с внедрением приложения Ashyq. Оно предназначено для контроля и анализа эпидемиологической ситуации в стране и может быть полезно общепиту. Его применение, по словам советника председателя ассоциации, позволит заведениям работать без всяких ограничений. При условии, что его посетители либо здоровы с точки зрения коронавирусной инфекции, либо уже переболели и имеют иммунитет. Выяснить эту ситуацию о гостях можно, используя специальный QR-код, который люди скачивают и посредством которого чекинятся в заведении. Информация о здоровье посетителей берется из базы данных санэпидслужбы, медицины. Подробностей на эту тему больше не звучало.

Приложение в вашем смартфоне отобразит ваш статус риска. Общепиту вы интересны только в двух цветах - зеленом, который означает, что вы абсолютно здоровы, либо в синем, который означает, вы переболели и для вас нет ограничений, кроме тех мест, где обязателен свежий тест ПЦР, в аэропорту например.

- Уже месяц, точнее пятую неделю, приложение работает в пилотном режиме в двух городах - в Нур-Султане и Алматы, - сказала Нурпеисова, - в столице участвуют в пилоте десять  заведений, в Алматы - пять. Это пока. Надеемся, перечень расширится. И география тоже. Перспективы применения в нашей сфере многообещающие.

Информацию можно счесть оптимистичной, конечно. Но в целом то, что происходит, и то, на что настраивается этот сегмент бизнеса, - это долгая работа в режиме ограничений, ради которых надо меняться и к которым придется приспосабливаться.