А согласия-то между ними нет

«Рак пятится назад, а щука тянет в воду», - вспомнилось мне, когда прочитал интервью профессора Костанайского регионального университета Татьяны Пчелкиной («Обновленная система - не зло» № 5 от 4.02.2021 г.). Радует, что в нашем образовании остались оптимисты, у которых даже вынужденные дистанционные уроки в школах и вузах не вызывают тревоги. Получается, что никаких проблем в нашем образовании практически нет. Но так ли это?

Смело могу утверждать, что у нас значительно больше людей (не только педагогов) считают, что наше образование стоит на краю пропасти и ему грозит крах. С этим согласны и представители властных структур, и специалисты в области образования.

«Реформы в образовании зашли настолько далеко, что оказались в тупике: идти дальше не получается, разворачиваться почти нереально. Надо признать, что сегодня у нас нет авторов, которые могли бы создавать учебники хотя бы на уровне плохих советских, хотя таковых просто не было», - так сказал Федор Вассерман, директор научного центра «Образовательный технопарк» в интервью газете «Время» в ноябре 2019 года. Полностью согласен, мы сделали все возможное, чтобы угробить наше образование: и среднее, и высшее, и даже науку. Каждый вновь приходящий министр образования и науки считал себя Наполеоном и обязательно проводил реформу. А если учесть, что министры образования менялись у нас чаще, чем времена года, то мы и получили то, что имеем. Меняя министров, власть надеется, что в конце концов появится что-то лучшее. Однако каждый раз под новой этикеткой возрождалось то же самое.

Старинная русская поговорка гласит: «Не то беда, коли во двор взошла, а то беда, как со двора не идет». Наша беда, что реформы продолжаются. Чиновники понимают, как важно вовремя сменить вывеску, и каждый новый министр образования старается внести что-нибудь свое. Плохо, что у них только задумки вместо замыслов, они предлагают прыжок там, где можно спокойно перешагнуть, но забывают, что у любой великой идеи есть недостаток, равный или превышающий величие этой идеи. А у нас образование - это система, где проводятся постоянные эксперименты, при которых вроде бы добрые намерения ведут в ад.

К бедам в образовании добавляются еще и беды воспитания в отдельных семьях. В богатых ребенку с ранних лет внушают, что он уже сейчас может начать благоденствовать, дают понять ему, какая страшная сила в деньгах. Ничем не заслуженные дары жизни внутренне обедняют, опустошают таких детей. Они решают, что и в дальнейшем им незачем прилагать усилия, можно жить как хочется, и все будет хорошо. И в школе такие дети начинают вести себя по-хамски. Ведь не на пустом месте возникла необходимость принятия закона «О защите педагогов». Такие дети знают, что, независимо от успехов в учебе, они обязательно поступят в институт на платной основе и получат диплом. Ведь у нас и в вузах главное - не успех в учебе, а своевременная плата за нее. Почему-то именно дети из богатых семей едут на учебу за рубеж. Потому и наши болашаковцы ничего не привезли оттуда, кроме привычки врать по телевизору. Оттого что они сносно говорят по-английски, нам ни тепло, ни холодно, а только голодно.

26 января 2021 года президент Токаев высказал недовольство школьным образованием, в частности, учебниками. Может, что-нибудь изменится. Иначе я не удивлюсь, что при таком образовании следующее поколение будет считать, что солнце восходит с запада, а не с востока.

Чем занято наше Министерство образования и науки, становится ясно из следующего заявления. В январе 2020 года в редакцию газеты «Время» обратился математик Бек Касымжанов, который рассказал, что МОН потратило почти миллиард тенге на программу по контролю над СМИ и обществом. Результат пока не достигнут. Кроме того, он сказал, что вообще разочаровался в нашей науке: «Когда я шел на работу в Академию наук, у меня было такое трепетное чувство, безмерное уважение к ученым. Но, поварившись в этой кухне, я понял, что на самом деле наукой там и не пахнет».

Тогда зачем мы вбухиваем миллиарды в такую «науку»? В 2004 году Казахстан вложил в науку 14,6 млрд тенге, а в 2019-м - уже 82,3 млрд. Может, прав писатель Даниил Гранин, сказавший: «Часто лаборатория лучше всего работает, пока она в подвале. Наука не должна оставаться жирной».

И в завершение пример из жизни. Мой хороший товарищ, юрист, получивший образование при советской власти, возмущаясь безграмотностью внука, окончившего на платной основе один из костанайских вузов, изрек: «Сколько еще надо доплачивать нашему высшему образованию, чтобы его выпускники знали, что Фрейд - не бранное слово, а имя ученого?» И на свой вопрос, что надо делать, сам и ответил: «Вернуться к советской системе образования». Я с ним согласен.

Николай ВОРОНИН, Костанай