Как считать смертность от КВИ?

Со странным чувством прочел статью «Намеренное снижение» (№ 6 (985) от 11.02.2021 г.). В ней приводятся расчеты двух ученых из Израиля и Германии, согласно которым данные о погибших от ковида, особенно на постсоветском пространстве, сильно занижены: в Казахстане в 11 раз, в Беларуси - в 14,7, в Узбекистане - в 30, в России - в 6,5 раза.

Не собираюсь вдаваться в споры: называть ли происходящее эпидемией, пандемией или нет. Это дело медиков, которым, к сожалению, мешают и политика, и денежные мешки. Понимаю, что и статистика может быть не только неточной, но и намеренно искаженной. Что-то могут скрывать, что-то раздувать, и это что-то - исследовать людям компетентным в данном вопросе. Да и сама болезнь - не фантом.

Но на чем основаны расчеты цитируемых ученых? На данных о том, что названо «избыточной смертностью». Проще говоря, они взяли данные 79 стран за 2015-2019 годы и сопоставили их с данными о смертности за 2020 год. Большее число смертей в 2020-м - и есть та самая избыточная смертность.

И вот тут-то стоп. В действие вступает не спецподготовка, а простая логика, проверить верность которой может такой же непрофессионал, как и я. Дело в том, что избыточная смертность, как показали уже исследования российского профессора И. А. Гундарова, может быть связана с разными причинами. Чтобы более или менее достоверно оценить число реальных жертв именно вируса, мало рассмотрения одной избыточной смертности. Тут уместно изучить картину, которую за этот же период дала смертность от других причин, включая и иные болезни. Где тоже мог наблюдаться рост? И если мог, то какой? И уже вычитая то, что получилось, из общего избыточного числа смертей, можно приблизиться к относительно достоверной обрисовке ситуации с вирусом.

Это же азбука. Для углубленного анализа и ее недостаточно, потому что могут действовать факторы психологического и иного порядка. Ведь «психологическая пандемия» даже опередила во времени серьезные проблемы и трагедии, связанные с собственно ковидом. Здесь конкретные расчеты очень затруднены. Я с середины 70-х годов вплотную занимался философией религии и был в контакте с рядом ведущих ученых страны, поэтому могу сказать то, что, впрочем, понятно и без особого углубления в философию: уже угнетенное состояние и собственно страхи могут быть убийственны.

Напомню два примера, приведенных замечательным советским психологом В. И. Лебедевым. Один связан с трагической участью молодого африканца, раздавившего паука и умершего от паралича дыхания, потому что в его племени паук был неприкасаемым тотемом. Еще показательней история, связанная со Второй мировой войной и движением союзнических судов в СССР. После того как немцы потопили английское транспортное судно, на воду спустили два плота и шлюпку, которые волны раскидали далеко друг от друга. Немецкая подлодка всплыла, чтобы уточнить итоги удара, и тем, кто оказался на соседнем с нею плотике, попутно сообщили, где и на каком расстоянии берег. И что же в результате? Все, кто был на этом плотике, остались живы. На втором же плотике, где впереди была неизвестность, по достижении берега через 20 часов в живых осталось 4 человека из 14, а на шлюпке - 5 из 15.

Здесь есть над чем призадуматься. В том числе и над тем, всегда ли надо принимать за абсолютную истину все то, что вещает нам так называемый Запад?  Огульно хаять его ни к чему. Но и думать своей головой тоже не мешает.

Юрий БОНДАРЕНКО, Костанай