К вопросу о «Тобольском мыслителе»

«Куда смотрит «мыслитель» (№ 4 (930) от 23.01.2020 г.)


Непонятно, почему при подготовке газетного материала обращались к кому угодно, кроме тех, кто действительно информирован об этом уникальном произведении древнего скульптора - музейных сотрудников и археологов. В этом случае можно было бы легко убедиться, что от имени бригадира Елисеева не «осталась в истории только литера В». Например, в музейном акте приемки-сдачи № 23 от 25.06.1976 г. указано, что Виктор Михайлович Елисеев передал музею в постоянное пользование археологическую находку из камня и получил по решению фондово-закупочной комиссии вознаграждение 20 рублей.

Не соответствует истине заявление о точном соответствии увеличенной копии, созданной Егором Кислицыным, всем деталям оригинала. Сомнительна, например, идея дополнить изваяние петроглифами, однако пусть это остается на совести автора - «он художник, он так видит!». Но, упорно выдвигая версии о предназначении предмета в руках «мыслителя», он даже не задумывается, почему ни в одном научном археологическом описании об этом «таинственном» предмете вообще не упоминается.

Масла в огонь подливают высказывания Дмитрия Дея, которого можно, конечно, назвать энтуазиастом-краеведом, но уж точно не специалистом в археологии. Его версия о загадочном предмете в руках мыслителя - это откровенный околонаучный бред. Для начала: люди маханджарской культуры жили на территории нынешней Костанайской области в VІІ-ІV тысячелетиях до н. э., а каменная антропоморфная скульптура «Тобольский мыслитель» датируется ІІІ-ІІ тысячелетиями до н. э. Я понимаю, тысячи лет - это такая мелочь при буйном полете фантазии. И эпическая картина созыва охотников на сайгу посредством битья в бубен очень даже впечатляет. Но поймите, наконец, господа творческие личности, ну нет в руках у «Тобольского мыслителя» ни бубна, ни зеркала, ни сковородки, ни вафельницы, ни теннисной ракетки! Ничегошеньки!

Для того чтобы закрыть эту тему, позвольте процитировать строки из монографии О. П. Ченченковой «Каменная скульптура лесостепной Азии эпохи палеометалла ІІІ-І тыс. до н. э.» (Екатеринбург, 2004 г.): «Скульптура представляет изображение человека, сидящего с поднятыми вверх коленями, сложенными на них руками и слегка запрокинутым вверх лицом... Грудь и большую часть живота занимает округлое углубление, ограниченное выпуклым контуром. Снизу к нему примыкает выпуклая вертикальная полоса фаллоса. Боковые стороны фигуры полностью образованы овальными впадинами, замкнутыми выступающим рельефом рук и ног. Этот выпуклый контур приобретает дополнительную упругость и динамичность за счет плавных утолщений на месте плеч и бедер. Два углубления менее правильной формы расположены в нижней части живота, они ограничены выпуклым рельефом голеней, фаллоса и краем центральной круглой впадины. Таким образом, прием обобщенной передачи нескольких деталей одним углублением с выпуклым краем обыгран в скульптуре неоднократно. Этот повтор придает фигуре особую цельность, а перетекающие друг в друга впадины и выпуклости наполняют ее внутренним движением».

Егору Кислицыну (как человеку, позиционирующему себя скульптором) стоило бы проникнуться мастерством обработки камня своего древнего коллеги, сочетанием глубокого знания анатомии и профессионализма в стилизации изображения. И, может быть, задуматься, почему «Тобольский мыслитель» признан культурным достоянием страны, сокровищем степи, а созданная им «копия» ассоциируется в разухабистых комментариях к статье Е. Пикельной с человеком, смотрящим телевизор или сидящим на горшке.

Галина САТАЛКИНА, зав. отделом научно-исследовательского обеспечения региональной истории Костанайского областного историко-краеведческого музея

 

В мае 1979 года человек нашел фигурку. Чумазую и непонятную, непохожую ни на один предмет, виденный ранее. Пролежавшую в земле не одну тысячу лет. Не закопал обратно. Не выбросил. Не пилил, пытаясь найти «золотую середину». Время, которое «Тобольский мыслитель» провел в толще земли, и далеко не археологически-ювелирное его извлечение (при проведении пахотных работ), возможно, и повлияли на специфическую внешность статуэтки.

Человека уже давно нет в живых, и сложно сказать, как оно было на самом деле.
При желании (для крутизны сюжета) можно добавить в «историю этого артефакта и совокупность случайностей, совпадений, подтасовок и мифотворчества», начиная от отбивания ножки, подпирания статуэткой двери в подъезде и «случайного проживания рядом молодой сотрудницы областного музея», наставившей «первопроходца» на путь истинный.

Был просто человек, пытавшийся разобраться с глазастым найденышем.
«В» работал бригадиром не первый год, приехал на Кустанайщину в далекие 50-е после окончания Великоанадольского лесного техникума по распределению.
Всю жизнь собирал и изучал энциклопедические словари, после него осталось их немало, испещренных его карандашными пометками… По крайней мере, чтобы определить, что фигурка из песчаника, а не из золота, опыта и образования ему хватило. Впрочем, для этого вовсе не обязательно и в школе учиться…

Внешнее сходство фигурки с изваяниями на о. Пасхи и ее нестандартное исполнение вызывали его живой интерес, она находилась в его квартире чуть более трех месяцев; к тому же практически одновременно «В» нашел еще один артефакт - ладьевидную терку. И уже весь комплекс - «Тобольского мыслителя» и терку - «первооткрыватель» в сентябре 1979 года отнес в областной историко-краеведческий музей.

В тот самый музей, в который сейчас ходят его дети, внуки и правнуки, на полном основании гордящиеся своим отцом, дедом и прадедом, любуются копией фигурки (оригинал ценной находки в настоящее время размещен в Национальном музее г. Нур-Султана как достояние мировой науки). Находка оценена государством, почему нет? В августе 1980 года «В» вручили «Грамоту общества охраны памятников культуры Казахской ССР» и 50 рублей премиальных. Оригиналы документов бережно хранятся в семье «первооткрывателя».

...Интерес к фигурке «Тобольского мыслителя», или как его окрестил археолог Зданович «Человека, смотрящего в небо», не угасает, а наоборот, растет и будет расти из года в год. В центре города появилась скульптура, повторяющая оригинал. Пока это одна из немногих достопримечательностей областного центра. Возможно, этот фактор будет не последним для привлечения в наши края туристов.

Процесс переименования городов, улиц в независимом Казахстане ради восстановления исторической справедливости, думается, не случаен.

Семья сохранит доброе имя человека, подарившего областному центру «Тобольского мыслителя», помимо выращенных и посаженных им и его бригадой гектаров леса. Город обрел свой символ. Благодаря Виктору Михайловичу Елисееву.

В. ЕЛИСЕЕВ, Костанай

 

От редакции

Отклики Галины Саталкиной и  В. Елисеева на статью Елены Пикельной «Куда смотрит «мыслитель» печатаем в сокращении, они довольно объемные, но, вне сомнения, интересные и полезные для читателя. Хотя далеко не со всем в них изложенным мы согласны. Фактических ошибок в статье «НГ» нет. У одного из авторов откликов есть претензии к трактовке истории о «Тобольском мыслителе». «Лихость» текста - разумеется, большой грех для научной работы, но совсем не грех для популярной газетной статьи, в которой в строгом соответствии с жанром всегда есть место для гипотез. Это нормально. К сожалению, связаться для уточнений с автором статьи, подписанной «В. Елисеев» (по контексту и фамилии можно предположить, что это родственник человека, который нашел когда-то древнюю фигурку), нам не удалось. Прислано оно с закрытого аккаунта «ВКонтакте». Но, если в дальнейшем у автора появится желание поделиться документами и рассказать подробнее о Викторе Елисееве, мы будем очень рады.