Телега едет, когда-то будет...

Галина КАТКОВА

Ответов на спорные вопросы по плате за наружную рекламу все ждут от правил

Недавно НПП «Атамекен» распространила релиз о том, что госорганы неверно толкуют изменения в закон «О рекламе» и разъясняют их предпринимателям. Госорганы, как и следовало ожидать, не согласились с утверждением. При этом оказалось, что и между ними самими - в частности, между местной исполнительной властью и службой госдоходов - полного согласия в трактовке изменений нет. Палата предпринимателей в Костанае предприняла попытку свести стороны на своей площадке и прояснить ситуацию.

Вопрос за вопросом

Напомним, 11 апреля упомянутые изменения начали действовать. В соответствии с ними изменились требования по оплате за размещение наружной визуальной рекламы: например, теперь налогом будут облагаться витрины и окна, оформленные для привлечения внимания покупателей, чего раньше не было. Изменены ставки налогообложения для видеоизображения на led-дисплеях и «бегущих» строк.

Фото carikatura.ru

- У предпринимателей множество конкретных вопросов, на которые они, как утверждают, не могут найти точного ответа в законе, - пояснил на круглом столе заместитель директора областной Палаты предпринимателей Самат САДВАКАСОВ. - Торговые павильоны, киоски, которые полностью оклеены изображениями товарных знаков, изображением продукции - это реклама? Может ли считаться рекламой брендирование всего фасада помещения, где торговля через окно? Будет ли рекламой оформление окон, например, если магазин проводит акцию типа «Праздник йогурта»? Как будет выявляться незаконная реклама, кто будет определять, реклама на магазине или вывеска? Какие меры будут приниматься при размещении рекламы без разрешения, то есть если предприниматель считает, что это не реклама, а ему предъявляют нарушение? Кто представляет в отдел архитектуры уведомления? Вот с такими вопросами к нам сейчас обращаются.

На встречу были приглашены представители департамента государственных доходов и управления по Костанаю, управления строительства, архитектуры и градостроительства, а также отдела архитектуры акимата Костаная, предприниматели. Стоит отметить, что пришли все, кроме сотрудников отдела архитектуры, которые непосредственно работают с предпринимателями. Налоговики, которые, вообще-то, взаимодействуют в данном случае преимущественно с местными исполнительными органами, были в полном составе и активно участвовали в обсуждении. А вопросы к акимату города пришлось адресовать пустым стульям.

 Кому претензии

- Уведомление в местные исполнительные органы представляет рекламораспространитель. Определение объекта рекламы, размера платы было и осталось за исполнительными органами. Мы ведем лицевые счета, если будет несвоевременная уплата распространителем на основании этих сведений от МИО, начисляем пеню. Так обязанности распределяются, - ответил на часть вопросов представитель департамента госдоходов Бауржан ЕРМЕНОВ, - контроль за наружной рекламой, за тем, что кто-то разместил ее без уведомления и, следовательно, уходит от перечислений в бюджет, должны осуществлять местные исполнительные органы. А мы имеем право периодически инициировать там проверки. Поводом для этого является наш собственный мониторинг. Мы же видим - реклама в городе есть, плата за нее на счет не поступает. Были такие случаи. Пишем акт контроля на уполномоченный орган.

Заместитель директора Палаты предпринимателей уточнил, если отдел акимата не подал по какой-то причине данные по объекту рекламы, накажут ли за это предпринимателя по административному кодексу.

Ответ был - претензии служба госдоходов предъявит отделу архитектуры.

 По разные стороны экрана

Самым дискуссионным вопросом по-прежнему остается налогообложение рекламы, размещаемой на led-экранах. С введением изменений спорным стал момент о рекламной «единице налогообложения». Кстати, в этом как раз вопросе согласия нет между службой госдоходов и местными исполнительными органами.

- Допустим, кто-то на таком дисплее рекламирует молочную продукцию - это одна реклама, пусть сутки крутится, пусть месяц, за нее надо заплатить один раз. Но если здесь же в другое время распространяется еще реклама, например, каких-то других товаров, то за нее также надо заплатить налог. И это не просто наше мнение. Это следует из статьи 605 Налогового кодекса РК, - сказал Бауржан Ерменов, - к ней же добавление появилось.

С этим не согласилась руководитель отдела управления архитектуры и градостроительства Наталья САЛИЙ, которая сказала, что платить нужно просто за каждую сторону изображения на led-экранах.

- Закон надо читать дословно, - возразила представитель управления госдоходов по Костанаю Айнур АМРАЛИЕВА, - дополнение к статье звучит так: под стороной размещения наружной рекламы понимается сторона каждого изображения, не просто изображения, а каждого.

С нею, в свою очередь, не согласился владелец рекламного агентства «Вот так!» Юрий ТРОЯН: 

- Вот конструкция стоит, у нее одна сторона и другая. Изображение на одной стороне и на другой, на каждой стороне то есть. То же самое по видеоизображениям на объекте рекламы. Что тут непонятного?

Однако консенсус не наступил даже по поводу прочтения полутора строк в Налоговом кодексе, не говоря уже о специфических подробностях размещения видеорекламы.

На данный момент все ждут принятия Правил по размещению наружной визуальной рекламы, в которых будут учтены нововведения в закон «О рекламе». Правила сначала принимаются на республиканском уровне. Как уточнила Наталья Салий, они уже находятся на регистрации в министерстве юстиции. Ориентировочно в регионах появятся к 15 мая.

- На их основе нам вменили в обязанность разработать правила по размещению наружной рекламы для области, - сообщила она.

Эти правила также должны быть приняты на уровне региона. Процедура займет еще какое-то время. То есть телега изменений в законе традиционно едет впереди лошади. Они уже вступили в силу, но, чтобы применять их, все стороны ждут от правил четких формулировок и уточнений.