«Самая красивая профессия на земле»

Артём МАРУСИЧ

Как создавалась кустанайская служба бортпроводников, рассказала стюардесса первого набора

22 января в костанайском аэропорту нагрудным знаком «Почетный авиатор» награждали проработавшую на предприятии четверть века сотрудницу. С 1971-го по 1996 год Римма АТЖАНОВА успела пройти путь от бортпроводника АН-24 до начальника службы бортпроводников.

С почетным знаком в редакции «НГ» / Фото А. МАРУСИЧА

Какая девушка не имеет романтичных мечтаний? Для кого-то это принц на белом коне, для кого-то - дефиле в красивых платьях, а для кого-то - полеты на белоснежных лайнерах. Работа стюардессы в 70-80-х годах прошлого века считалась престижной, элитной и почти недосягаемой.

Такой ее считала для себя и 19-летняя Римма. Но все изменилось, когда в 1970 году мама показала ей объявление о наборе на курсы бортпроводников. В газете было написано, что кустанайский аэропорт набирает желающих, заинтересовавшихся просили обращаться в отдел кадров.

- Мама так спросила, пойду ли я работать стюардессой, будто меня берут уже, - вспоминает Римма Васильевна. - Желание было огромным, но я считала это невозможным, недосягаемым. Как?! Там такие девушки… Считала недостойной себя, но решила попробовать. Такое волнение было...

Все же с волнением Римма справилась и успешно прошла собеседование, став одной из пяти счастливиц, отобранных на трехмесячные курсы в учебно-тренировочном отряде № 2 в Алма-Ате. Отбор, который в наши дни наверняка бы назвали кастингом, проходил по строгим советским нормам. Красота участниц конкурса предполагалась, но никак не обсуждалась. Пришли на отбор, как помнит Римма Васильевна, человек 30. Все юные, хорошенькие. Комиссия по «языку» пройти не просила, зато много ситуативных вопросов задавала: как повела бы себя в случае неадекватного поведения пассажира, в аварийной ситуации. Ну и «про жизнь» спрашивали.

После окончания курсов юные стюардессы вернулись в Кустанай, чтобы работать. Но летать им поначалу не пришлось - не было еще пассажирских самолетов, в составе экипажей которых предполагались бы бортпроводницы. в Кустанае. Да и нынешнего здания аэропорта не было. Что делать с кадрами? Мудрое руководство аэропорта придумало новичкам занятие. Бортпроводники следили за интервалом движения автобусного маршрута № 20, который ходил тогда из города до аэропорта, и записывали в журнал время его прибытия.

Римма Атжанова в молодости. Архивный снимок / Фото с сайта «Костанай и костанайцы»

Так прошли первые два месяца, а в самом конце весны появился первый самолет. Он совершал первый и единственный тогда рейс Кустанай - Аркалык - Караганда - Алма-Ата. Х-1 туда и Х-2 обратно. Рейс ежедневный, но так как бортпроводников было пятеро, летали они редко - на каждого выпадало по рейсу в неделю.

С развитием авиации в Кустанае появилось новое, по сей день действующее здание аэровокзала, все больше становилось пунктов назначения, куда летали наши самолеты. Соответственно, и рейсов стало больше.

- Мы летали по всему Союзу, во все концы, - с гордостью вспоминает Римма Васильевна. - У нас были маршруты в Москву, Сочи, Красноярск, Казань, Ижевск, Семипалатинск, Свердловск. Очень много рейсов было из Кустаная - во все города почти. Я очень благодарна судьбе за эту профессию. По-моему, это самая красивая профессия, которая есть на земле.

В красивой профессии иной раз не обходилось и без внештатных ситуаций.

В 1976 году газеты писали об аварийной посадке кустанайского АН-24 на запасном аэродроме в Ижевске. У самолета, выполнявшего рейс из Казани в Свердловск, спустя 15 минут после взлета возникли проблемы: вибрация левого двигателя достигла критических значений. Пилотам пришлось его отключить и более получаса лететь на одном двигателе. Тогда действия кустанайского экипажа предотвратили трагедию.

За смелость и находчивость, проявленные в аварийной обстановке, все члены экипажа были награждены ценными подарками. Настольные часы с надписью «За проявленное в полете мужество» до сих пор хранятся у Атжановой.

- Командир вызвал меня в кабину, сказал: «Римма, пристегивай пассажиров, у нас аварийная ситуация», - вспоминает тот день Римма Васильевна. - Я уже мысленно с жизнью попрощалась. Буквально окаменела, у меня уже дети были, умирать-то страшно. От двери в кабину экипажа до двери в салон самолета было пару шагов, вот за этот промежуток нужно было прийти в себя, выйти и улыбаться. Я объявила, что якобы по метеоусловиям мы идем на посадку в другой аэропорт.

Вручение знака «Почетный авиатор» стало для Риммы Васильевны сюрпризом / Фото Артема МАРУСИЧА

Главная задача стюардесс в такой ситуации - не допустить панику. Если много людей разом начнет переживать по поводу того, что один из двух винтов не крутится, и решит подойти к бортпроводнику узнать, в чем дело, или решит пересесть подальше от искрящегося двигателя, центровка самолета может нарушиться, это само по себе может привести к падению.

- Я очень испугалась тогда, - продолжает Римма Васильевна. - Не знаю, как выглядела моя улыбка в салоне, но пассажиры мне поверили. На земле нас встречала аварийка, скорая помощь была, пожарные машины стояли, ведь было непонятно, какой будет исход. И вот уже пассажиры выходят, а я стою и плачу.

В работе бортпроводника много поводов для стрессов и чисто профессиональных рисков. Кроме аварийных ситуаций, в полете стюардессам приходилось помогать больным (например, эпилептикам во время приступов). Благо, как оказывать первую медицинскую помощь, их учили на курсах. Случалось успокаивать буйных и пьяных пассажиров. Позднее вопросы безопасности возложили на милиционеров, летавших совместно с экипажем. От рева турбовинтовых самолетов сотрудницы зарабатывали глухоту... На все эти «мелочи жизни» Римма Васильевна готова закрыть глаза.

- Меня бы позвали, я бы и сегодня пошла летать, - призналась она, отлетавшая полных 26 лет. - Мне все рейсы были интересны. Особенно любила ночные - взлет и посадка настолько красивы, просто неописуемо. И, кроме завораживающих видов, есть что вспомнить. Знаменитости летали, актеры. Василия Ланового, любимца всего Союза, близко видела. Часто нашими пассажирами были известные спортсмены. Традиция даже была: мы рассказывали пассажирам, что с нами летит команда такая-то, на такие-то соревнования. Все желали им удачи.

Римму Атжанову наградили нагрудным знаком «Почетный авиатор» / Фото Артема МАРУСИЧА

В жизни Атжановой было все, что полагается женщине: семья, муж-строитель, трое детей. И все как-то удачно совмещалось.

Развал СССР стюардессы почувствовали на себе одними из первых. Если раньше наши самолеты в Москве были своими, то после распада огромной страны их уже встречали пограничники с собаками.

Независимость принесла и другие реалии.

- ТУ-154М начал совершать рейсы в Германию, - рассказывает Римма Васильевна. - Самолет не костанайский, мы летали вместе с алматинцами. Но бортпроводники были наши. Чтобы получить право летать на международных рейсах, нас отправили в Санкт-Петербург для изучения английского. В Алма-Ате опять прошли обучение.

Коллектив костанайского аэропорта подарил Римме Васильевне модель ТУ-154М / Фото Артема МАРУСИЧА

Кроме полетов в Германию, в суверенном Казахстане появились рейсы в Монголию. Однако для костанайских бортпроводников это продлилось недолго. В 1996 году был расформирован летный отряд № 155, к которому они были приписаны. Под сокращение попала и Римма Атжанова.

- Я прошла всю историю зарождения службы кустанайских бортпроводников - с первых ее дней и до последних, - вспоминает она. - Это был дружный коллектив юных, красивых девчат. Всех помню, особенно Таю Зуеву, Лиду Божко и Гульсим Абикенову. Мы с ними столько мероприятий провели! Очень скучаю по работе, неописуемо скучаю. Я и сейчас во сне на работу хожу, летаю. А когда вижу в небе самолет, часто рукой ему машу, счастливого полета желаю.