Лед тронулся. И что дальше?

Морис КИМ, член КСК «Надежда»

Изменения в законодательной базе могут оказаться граблями, на которые казахстанцы в очередной раз наступят

 В Правительстве РК готовят постановление о ликвидации кооперативов собственников квартир. Предполагается, что на их базе будут созданы сервисные организации по обслуживанию жилых многоквартирных домов.  Одновременно с этим предполагается перевести все дома на самообслуживание. Чем это обернется для нас?

 Не греет!

То, что такое постановление будет принято, у меня нет никаких сомнений. Тем более что это прямое указание президента, который только в 2018 году, выступая на различных мероприятиях, по моим подсчетам, четырежды напоминал о необходимости кардинального решения серьезных проблем, накопившихся в системе ЖКХ и, в частности, в кооперативах.

М. Ким: «Власть опять хочет с наскока подбросить народу очередное испытание на живучесть»

В ожидании предполагающихся изменений я испытываю двоякие чувства. С одной стороны, удовлетворение от того, что лед тронулся и наконец-то руководство страны обратило внимание на деятельность кооперативов, выставив им неудовлетворительную оценку. С другой стороны, ликвидация кооперативов - это слишком суровый и несправедливый приговор.

За что наказывать смертной казнью многочисленные организации и сотни тысяч людей, являющихся членами этих организаций, если основными виновниками творящихся в кооперативах безобразий в первую очередь являются руководители, а во вторую - ответственные работники отделов ЖКХ, жилищной инспекции, внутренней политики и правоохранительных органов. Это они почти четверть века не обращали внимания на КСК и фактически предоставили руководителям полную свободу действий. Если следовать этому принципу и дальше, то у нас в стране скоро может вообще не остаться ни одной общественной организации. Ведь наверняка у каждой из них есть серьезные недостатки.

Очевидно, безразличное отношение к кооперативам стало основной причиной того, что со временем в них стали процветать обман, мошенничество и воровство. Но, самое главное, такое отношение позволило многим руководителям кооперативов узурпировать всю власть в своих руках и превратить их в частную лавочку со всеми вытекающими отсюда последствиями.

 Как мы ушли от наблюдательных советов?

Одни из кооперативов называются «Потребительскими кооперативами собственников квартир» (ПКСК), а другие - просто «Кооперативами собственников квартир» (КСК), хотя между ними практически нет никакой разницы. Почему? Ответ прост: да потому, что часть руководителей кооперативов не захотела находиться под юрисдикцией очень содержательного и сильного, на мой взгляд, Закона РК «О потребительских кооперативах» и слово «потребительский» убрала из названия. По-видимому, их не устраивали некоторые положения и статьи этого закона и, в частности, положение о том, что в кооперативах рекомендуется наряду с ревизионными комиссиями создавать наблюдательные советы по контролю за соблюдением законодательства РК. Таких фактов достаточно много. И все они говорят об одном и том же: о грубейших нарушениях законодательства РК и о том, что приоритетным направлением в работе руководителей кооперативов стало личное обогащение и удовлетворение личных интересов и потребностей.

Откровенно говоря, я сомневаюсь, что принятие правительственного постановления и ликвидация существующей системы обслуживания населения принесет желаемые результаты. Ведь чтобы вылечить больной организм, надо провести обследование, затем поставить диагноз и только потом определить, какие методы лечения применять.

В данном случае предварительного обследования не было. В лучшем случае обошлись совещанием в правительстве с участием специалистов и ответственных работников региональных органов власти, которые сами-то толком не знают реального положения дел в кооперативах. Потому что, чтобы знать реальное положение дел в кооперативах, надо хотя бы посещать общие собрания, слушать выступления людей, проанализировать и дать оценку принимаемым решениям. А в дальнейшем проконтролировать, как они выполняются.

К сожалению, органы власти не практикуют посещение таких мероприятий. Не практикуют они и такое мощное дисциплинирующее и стимулирующее средство, как проверка деятельности кооперативов. А ведь если бы с ними проводилась серьезная целенаправленная работа, то сегодня не стоял бы вопрос о ликвидации.

 Спасение утопающего...

Я много раз и в устной, и в письменной форме обращался к ответственным работникам акимата и правоохранительным органам по вопросам наведения порядка в своем кооперативе, но каждый раз слышал примерно одно и то же: общественные организации сами должны контролировать свою деятельность и наводить у себя порядок. Дескать, для этого у них есть все необходимые инструменты: устав кооператива, общие собрания и ревизионные комиссии. Все это может говорить о том, что государственные органы с самого начала самоустранились от взаимодействия с кооперативами и не контролировали их деятельность.

Складывается впечатление, что центральные органы власти в очередной раз с наскока, без серьезной предварительной подготовки хотят подбросить народу очередное испытание на живучесть. Неужели они не сделали выводов после позорно проваленной реформы ЖКХ?

Мои сомнения по поводу успешности основаны еще и на неизбежности целого ряда проблем, которые высветит ликвидация старой системы. Первая из них -

 - чрезвычайная пассивность и безразличие людей, полное отсутствие у них заинтересованности в решении общих коллективных проблем и задач. В связи с этим подбор кадров в органы общественного самоуправления в жилых многоквартирных домах может стать огромной проблемой. Если не найти серьезные материальные и моральные стимулы, то создание постоянно действующих, устойчивых и эффективных систем самообслуживания будет маловероятным.

Вторая проблема - ликвидация кооперативов поставит на повестку дня вопрос о руководстве и контроле за деятельностью общедомовых органов самоуправления. Ведь кооперативы худо-бедно, хорошо ли плохо, но проводили с домами определенную работу, в том числе по реализации государственных программ и указаний президента РК. Кто будет теперь курировать жилые многоквартирные дома? Или после ликвидации кооперативов каждый дом будет выживать самостоятельно? С кем будут сотрудничать и на кого будут опираться в своей работе акиматы, если не станет кооперативов? По всей видимости, часть их функций придется переложить на акиматы, а для этого придется значительно увеличить штат сотрудников. Есть ли такая возможность в настоящее время?

Третья проблема - несовершенство основного жилищного закона. Я имею в виду Закон РК «О жилищных отношениях». В нем много неточностей и неконкретности. Многие положения можно интрепретировать по-разному. В нем совершенно отсутствуют положения о жилых многоквартирных домах и подъездах, являющихся основными структурными подразделениями кооперативов. В нем отсутствуют положения об ответственности руководителей кооперативов, не предполагается организация контроля по соблюдению законодательства РК. В этом законе наблюдается явный дисбаланс прав, интересов жильцов и руководителей кооперативов в пользу последних. Он не стимулирует развитие демократии в кооперативе и постепенное повышение активности жильцов. На мой взгляд, все эти положения должны найти свое место в законе.

Уставы кооперативов, постановления общих собраний, решения ревизионных комиссий не воспринимаются руководителями кооперативов серьезно, а вот законы представляются для них серьезным документом. Поэтому закон «О жилищных отношениях» должен быть по возможности подробным, конкретным и понятным. А пока этого нет, руководители кооперативов будут искать возможности, чтобы обойти закон и реализовать свои корыстные цели. Очевидно, что ныне действующий закон будет препятствовать реализации готовящегося постановления правительства. Необходимо внести в него серьезные поправки, дополнения и изменения. И обязательно пригласить к работе не только председателей кооперативов, как это практиковалось все предыдущие годы, но и опытных активистов из числа членов общедомовых и подъездных органов самоуправления.

Четвертая проблема - принятие решения о ликвидации кооперативов и создании на их базе сервисных организаций противоречит действующему законодательству (законы «О потребительских кооперативах», «О жилищных отношениях»), согласно которому при ликвидации кооперативов их члены имеют право на получение своей доли от пая, внесенного ими в кассу кооператива за все годы пребывания в кооперативе. Это означает, что трансформация кооперативов в сервисные организации не имеет перспективы. Ведь после ликвидации кооперативов у них ничего не должно остаться: ни основных, ни оборотных средств. Хотя если подсуетиться и грубо нарушить действующее законодательство РК, а заодно в очередной раз обмануть и ограбить народ, то создание таких организаций вполне реально.

 Наступать на те же грабли?

На мой взгляд, кооперативы использовали только небольшую часть своего потенциала, заложенного в них авторами этого гениального изобретения. Кооперативы собственников квартир доказали свою состоятельность. В лихие 90-е - начале двухтысячных они сыграли важную роль в деле сохранения жилищного фонда страны. Кооперативы, несмотря на многочисленные недостатки и нарушения, до сих пор востребованы, поскольку объединение финансовых ресурсов, централизованное управление и специфические особенности внутрикооперативного сотрудничества позволяют реализовывать очень дорогостоящие проекты и оказывать максимальный перечень услуг при минимальном денежном обеспечении.

Кроме того, кооперативы, по сути своей, являются многопрофильными, универсальными организациями, которые, в зависимости от поставленных задач, могут самостоятельно принимать решения и перераспределять финансовые ресурсы и направлять их на решение практически любых задач, в том числе на реализацию государственных программ в пределах территоррии каждого отдельного кооператива.

К сожалению, все это может оказаться неучтенным. Ведь дело идет к завершению подготовки правительственного постановления, а у нас нет возможности изменить ситуацию. Если раньше хоть как-то жалели народ и перед принятием какого-нибудь серьезного решения просили всех подтянуть пояса и потерпеть, то сейчас этого не делается. Считают, что казахстанский народ достаточно закален и готов перенести любые тяготы и лишения.

 Фото Николая СОЛОВЬЕВА